Остановлюсь на наиболее проблемных аспектах. Первое. Ситуация, когда органы местного самоуправления осуществляют права, которые одновременно являются полномочиями и обязанностями других уровней власти. То есть у одних органы государственной власти — это обязанность, а у нас написано как право.
Пример. Это участие в организации и финансировании проведения общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних, профилактика правонарушений, охрана общественного порядка, реализация программ спортивной подготовки в целях обеспечения и подготовки спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, деятельность по опеке и попечительству, обращение с животными без владельцев и так далее.
И хорошо, где эти полномочия делегируются в установленном законом порядке. В частности, в большинстве регионов деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и деятельность по обращению с животными без владельцев делегирована надлежащим образом через соответствующий закон и финансирование. А по другим похожим полномочиям как раз происходит иная ситуация.
Вторая проблемная ситуация похожа с предыдущей. Но она складывается, когда недостаточная определенность в закреплении тех или иных полномочий в законе за тем или иным уровнем власти приводит к тому, что также органы государственной власти субъектов принуждают органы местного самоуправления выполнять те или иные функции. И нам приходится зачастую обращаться в том числе и к помощи Комитета Госдумы по федеральному устройству и вопросам местного самоуправления, который нас поддерживает в этой ситуации.
Из этой же серии пример. Это организация помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного или иного опьянения, то есть организация вытрезвителей. Наконец, появился законопроект о внесении изменений в 184-й федеральный закон, где предлагается закрепить за субъектом Российской Федерации полномочия по организации и осуществлению мероприятий по оказанию помощи лицам и создание соответствующих специализированных учреждений. Но при этом в 131-й закон также предлагается внести, что органам местного самоуправления предоставляется право на осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам и так далее. Параллельно на органы местного самоуправления возлагается такое право, и на практике оно может привести к тому, что, так или иначе, органы местного самоуправления будут вынуждать заниматься этой деятельностью.