Внезапно нагрянувшая на мир пандемия оказала влияние на разные сферы жизни, в том числе и на городскую среду, которая стала приспосабливаться к новым условиям. Процесс это отнюдь не простой, приходится практически на ходу решать много новых задач. Но он происходит во всём мире, в том числе и в России. Мы видим, как за короткий срок возникли и развиваются процессы, которые раньше либо пребывали в зародыше, либо просто не существовали.
Когда в наши города пришел коронавирус, то сразу же возникла задача: как в условиях фактического карантина обеспечить сохранение социальных гарантий населению, поддержание хоть какой-то экономической активности. Это привело к тому, что появился сильный дополнительный стимул к развитию цифровых технологий. Во многом на их базе и обеспечивалась поддержка граждан и хозяйственной деятельности.
Но эпидемия показала и другой факт: в разных городах степень готовности к развитию и внедрению цифровых технологий сильно отличается друг от друга. По словам Александра Зорина, директора по региональной политике АНО «Цифровая экономика», там, где такая работа велась системно, элементы цифровой экономики были быстро запущены, и они обеспечивали функционал управления городским хозяйством.
Эпидемия показала, что нужно выравнивать эти уровни на разных территориях, а также обучать граждан пользоваться элементами цифровых технологий. К сожалению, многим регионам не хватает экспертной помощи при формировании повестки дня по развитию цифровой экономики.
Эпидемия показала, что подходы к формированию городской среды нуждаются в определенном пересмотре. Например, резко возрос спрос на парковое пространство. Повсеместно происходит переосмысление и характера транспортной инфраструктуры. По словам руководителя Министерства строительства и ЖКХ Владимира Якушева, назрела необходимость проанализировать, какие новые вызовы стоят перед городским хозяйством и каким способом предстоит искать на них ответы.
Всем очевидно, что без помощи бизнеса решить эти вопросы будет невозможно. Как считает Светлана Кузнецова, заместитель гендиректора Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), возникает потребность в поиске новых форм его поддержки. Это тем более необходимо, что малый и средний бизнес концентрируется в городах и является основой их экономик, и его нужно вовлекать в процесс переустройства городской среды.