Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Население муниципального образования является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество — это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество — источник власти на конкретной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.
С организацией местного сообщества возникла необходимость достоверного, оперативного учета муниципальной собственности (в том числе земельных участков, муниципальных предприятий и организаций, муниципального жилищного фонда, другого движимого и недвижимого имущества) и систематизации информации о ней, для решения вопросов местного значения, эффективного и рационального управления, пользования и распоряжения муниципальным имуществом для улучшения качества жизни на конкретной территории.
Под эффективным управлением (распоряжением) собственностью принято понимать получение от нее максимально возможной выгоды, то есть прямых неналоговых и налоговых доходов и минимизацией затрат на содержание и обслуживание. Но это было бы справедливо, если бы речь шла о частной или корпоративной собственности, но мы имеем дело с публичной собственностью, распоряжение которой осуществляется в интересах населения. Здесь можно говорить о выгоде (благах), но в более широком смысле.
Конечно, получение дополнительных доходов в местный бюджет также происходит в интересах населения, однако целью местного самоуправления является обеспечение благоприятной комфортной среды для жизнедеятельности населения, составляющей содержание вопросов местного значения. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя возможный состав муниципального имущества, ограничивает его имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения. То есть у законодателя сформировалось представление о муниципалитете как неэффективном собственнике по сравнению с частным бизнесом. Следует отметить, что в отношении объектов муниципальной собственности правильнее оценивать степень целесообразности, а не степень эффективности использования. Если же говорить об эффективном управлении, то степень эффективности необходимо оценивать уровнем удовлетворенности всех заинтересованных сторон в решении тех или иных проблем, то есть насколько в результате управления возросло качество жизни населения, как динамично развивается муниципальное образование.