Одной из обративших на себя внимание публикаций является исследование, посвященное тестированию гипотезы о связи между уровнем плотности населения и уровнем инфицированности населения коронавирусом. Согласно распространенной сегодня точке зрения, плотность населения, стимулирующая проявление агломерационных эффектов и являющаяся одним из ключевых преимуществ городов и городских агломераций, в условиях пандемии является одним из факторов риска, в результате чего городская экономика оказывается затронутой пандемией больше, чем остальные секторы.
В частности, известный американский урбанист У. Кокс утверждает, что высокая плотность в городе делает приемлемое социальное дистанцирование принципиально невозможным. Дж. Коткин полагает, что распространение коронавируса лишь усиливает уже сложившиеся до пандемии тренды «исхода» населения из высокоплотных центральных районов городов, вызванного негативными аспектами проживания в условиях высокой плотности.
Многие авторы подчеркивают преимущества проживания в условиях высокой плотности, возможность компенсировать дополнительные риски заражения лучшим доступом к медицинской помощи, более здоровым образом жизни (sic!); приводятся примеры стран с высокой плотностью населения (Япония, Южная Корея), избежавших высокого уровня инфицированности. Т. Литман показывает, что при одной и той же плотности населения различная морфология застройки создает принципиально разные риски «необязательных контактов».
Новое исследование, проведенное В. Фанг и С. Вахба на основе анализа данных по 284 китайским городам, показывает отсутствие какойлибо корреляции между рассматриваемыми показателями. Наибольшее удельное количество зараженных коронавирусной инфекцией было зафиксировано в некоторых относительно небольших городах с плотностью населения от 5 до 10 тыс. человек на 1 кв. км застроенных территорий. Авторы связывают полученный результат с тем фактом, что на плотно застроенных территориях услуги высокоскоростного интернета и связанных с этим услуг по доставке товаров на дом относительно более доступны, причем по привлекательным ценам, что облегчило выполнение условий самоизоляции и ограничения необязательных контактов.