В борьбе за человеческие ресурсы победят те российские города, которые предложат жителям что-то большее — расширение географии жизни (связку с другими регионами, новое ощущение пространства), уникальные особенности и прочие дополнительные преимущества, которые далеко не всегда попадают в стандартные стратегии. Существует несколько факторов, которые влияют на желание людей переехать в конкретный город.
Фактор номер один — наличие рабочих мест.
Второй фактор — качество среды. Город должен работать над узнаваемостью и востребованностью. Некоторые территории уже начали активную работу в этом направлении. Так произошло с Нижним Новгородом после масштабного благоустройства, проведенного за последние несколько лет, и на волне подготовки к юбилею.
Третий фактор, работающий в связке со вторым, — знаковые постройки, преобразующие город. Появление больших интересных объектов или проектов может кардинально изменить восприятие города. Например, в Казани несколько таких «открыточных» объектов: от благоустроенного и преображенного Казанского кремля и мечети «КулШариф» до театра кукол «Экият».
Для города продуктивнее, когда бизнес не встраивается в местную рутину, а создает свои уникальные объекты, добавляющие его облику привлекательности. Проще собирать инвестиции под мегапроекты, которыми можно себя увековечить. В мегаполисах, которые трудно фундаментально изменить, бизнес может идти путем создания отдельных привлекательных локаций.
Для развития городской среды миллионникам важно запускать яркие проекты, принципиально отличающие город от других. Например, в Омске можно было бы оживить историю о Белой столице, поиграть на исторической памяти. У каждого города должны быть свои уникальные «фишки». В Красноярске когда-то проводился городской карнавал. К сожалению, сейчас эта традиция утрачена, но был период, когда это был единственный крупный город страны, где действительно проходил привлекающий внимание карнавал. Как Венеция, но только в России.