По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Город славы трудовой: как создавали промышленность в Томске в годы Великой Отечественной войны

После начала Великой Отечественной войны советское командование эвакуировало промышленность на Урал и в Сибирь: более 500 оборонных предприятий было перевезено за несколько мрачных летних месяцев 1941 года. Когда фронт рассыпался на глазах, войска отступали, попадая постоянно в «котлы», советские партийные работники обеспечивали бесперебойное движение специалистов в безопасные районы.

Сибирь и Урал славились всегда своими ресурсами, до войны Восточный регион занимал 1-е место по производству цветных металлов.

Кроме того, транспортное положение Новосибирска, Томска, Омска позволяло не только обеспечивать связь с промышленно-сырьевой базой, но и в случае начала войны на два фронта (с Японией, которая держала на восточных границах СССР миллионную квантунскую армию, и с Германией) предполагало быстрое обеспечение воюющих армий военной техникой, боеприпасами. Тем более, что транспортное сообщение в регионе (если его сравнивать с периодом 1904– 1905 гг.) серьезно улучшилось.

Из воспоминаний эвакуированных.

Доктор исторических наук Евгения Гутнова вспоминала позже эвакуацию. По ее словам, перевозили всех в поездах-теплушках: «Мы подошли к предназначенному нашей организации вагону. Его разверстая темная дверь мрачно зияла. Тут началось что-то невообразимое. Люди бросали в эту дверь тюки и чемоданы, которые оседали около двери». Вагон быстро заполнился горой вещей, через которую надо было обязательно перебираться, чтобы попасть внутрь. Как только люди сели в теплушку, снаружи сразу же задвинули дверь, начался налет. Внутри вагона сделалось темно, освещение было минимальным, оно исходило из маленького окошка вверху вагона. В этой непроглядной темноте люди начали плакать. Все было как в аду.

Галина Алексеевна Горасевич рассказывала, что она гостила у родственников отца на Украине. Фронт приближался очень быстро. Эвакуироваться не получалось, транспорта не хватало. В результате им разрешили погрузиться на открытые товарные вагоны, наполненные зерном. Путь на восток страны был тяжелым. Горасевич отмечает, что дорожные пути по направлению к Москве быстро разбомбили, никаких укрытий от ветра и дождя не было, существовали серьезные проблемы с питанием и водой.

В основном они оседали в Свердловске (ныне — Екатеринбург), Омске, Томске и Новосибирске.

Какие основные предприятия работали на востоке страны? В Свердловске на базе Уралмаша собирали самоходные установки САУ СУ-122, здесь же спроектировали и выпустили Су-85, Су-100. В Нижнем Тагиле был размещен Уралвагонзавод, осуществлявший выпуск новейших танков Т-34. В Новосибирске наиболее известным был Завод имени Ленина, занимающийся оснащением прицельными приборами.

Для Цитирования:
Город славы трудовой: как создавали промышленность в Томске в годы Великой Отечественной войны. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: