По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378/7:316.736

Город как образовательное пространство

Ванюшкина Любовь Максимовна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: lm31551@yandex.ru
Тихомиров Сергей Александрович ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2, литера А. E-mail: s-a-tihomirov@yandex.ru

Авторы статьи осмысляют образовательный потенциал современного города, дискутируют о педагогических стратегиях освоения студентами художественных вузов городских ландшафтов, которые насыщены объектами историко-культурного наследия и где, вместе с этим, разворачивается рутинная повседневность горожан. Некомпенсируемыми результатами освоения студентами городских ландшафтов, по мысли авторов, являются: развитие навыков визуальной коммуникации, концептуализация профессионального глоссария, совершенствование творческого потенциала личности, способной генерировать новые смыслы и образы.

Статья поступила 15.04.2018 г.

Литература:

1. Агапова Д. «Да и нет не говорить, черное-белое не называть» // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / Отв. ред. А Щербакова. Сост. Н. Копелянская. — М., 2012. — С. 55–61.

2. Беркинг Х. Города, как людей, узнаешь по походке: наброски об изучении города и городов // Собственная логика городов: Новые подходы в урбанистике / Коллективная монография; под отв. ред. Хельмута Беркинга и Мартины Лёв. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — С. 20–39.

3. Бредникова О., Запорожец О. Ветер, усталость и романтика ночи (об особенностях новых жилых массивов) / О. Бредникова, О. Запорожец // Laboratorium. Журнал социальных исследований. — 2016. — № 2. — С. 103–119.

4. Буганина И. «Город — это большая и умная книга…» // Мономах. Литературно-краеведческий журнал. — 2004. — № 3(38). [Электронный ресурс]. — URL: http://monomax.sisadminov.net/main/view/article/174 (Дата обращения — 15.04.2018).

5. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Развитие через искусство: специфика организации исследовательской деятельности студентов художественного вуза / Л.М. Ванюшкина, С.А. Тихомиров // Вопросы культурологии. — 2017. — № 1. — С. 41–47.

6. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Творческие задания как приоритет обучения студентов — будущих художников традиционного прикладного искусства / Л.М. Ванюшкина, С.А. Тихомиров // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — № 1. — С. 213–214.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.

8. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод освоения культурных пространств / Е.Н. Коробкова // Школьные технологии. — 2014. — № 5. — С. 91–97.

9. Лебедев О.Е. Размышления о целях и результатах / О.Е. Лебедев // Вопросы образования. — 2013. — № 1. — С. 7–24.

10. Трубина Е. Видимое и невидимое в повседневности городов // Визуальная антропология: городские карты памяти / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. — С. 17–44.

11. Холлис Л. Города вам на пользу: гений мегаполиса / Пер. с англ. — М.: Strelka Press, 2015. — 432 с.

12. Ярская-Смирнова Е., Романов П. «Город затейный…». Калейдоскопичное жизненное пространство // Визуальная антропология: городские карты памяти / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. — М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. — С. 7–14.

Когда-то Э. Хемингуэй назвал Париж «праздником, который всегда с тобой». Конечно, это метафора, но в ней скрыт глубокий смысл. Любой мегаполис — бесконечно многогранное культурное пространство, которое открывается самыми разными гранями: это место праздника и подмостки трагедий, место жизни и «точки удивления», место рутинной повседневности и удивительных встреч. Ландшафт мегаполиса — пространство, которое мы можем читать, видеть, слушать, оно доступно нашим органам обоняния и осязания, но большая часть информации все же поступает как информация визуальная.

В последние три десятилетия в отечественной педагогической науке появилось немало работ, раскрывающих образовательный потенциал городского пространства, разработан специальный метод его освоения — образовательные путешествия [8], неотъемлемой частью педагогического инструментария стали технологии, направленные на формирование визуальной коммуникации в городском пространстве.

Визуальная коммуникация предполагает не только возможность смотреть, но и способность видеть, вступать в «диалог» с городским объектами, расшифровывать смыслы, таящиеся в фасадах зданий, чугунном кружеве оград и балконных решеток, архитектонике организации урбанистического пространства.

Опыт визуальной коммуникации не дается человеку в готовом виде, но формируется в реальной практике, как умение слышать музыку или читать и понимать литературу. Подобный опыт дает возможность человеку стать читателем, зрителем, слушателем, внимательным наблюдателем, способным «реконструировать атмосферу места через его многослойность, мультисенсорность и эмоциональную насыщенность» [3, С. 104].

С педагогической точки зрения визуальная коммуникация предполагает разномасштабную настройку исследовательской оптики: умение работать как с «крупными» объектами — архитектурными ансамблями, включающими площади, улицы, природные объекты, так и с «малыми», казалось бы, незначительными, деталями городской жизни (микроурбанизм) — вывесками, дверными ручками парадных, витринами, калейдоскоп которых «складывается в коллажи и особые констелляции фактов», раскрывающие специфику городской жизни [3, С. 104].

Для Цитирования:
Ванюшкина Любовь Максимовна, Тихомиров Сергей Александрович, Город как образовательное пространство. Вопросы культурологии. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: