Одной из ключевых сфер мировой экономики является горнопромышленное производство, которое занимает пятое место в мире по уровню капитализации компаний после банковской деятельности, нефтегазовой, фармацевтической и компьютерной промышленности.
Вместе с тем, данная сфера является одной из наиболее сложных в организации и эксплуатации. Разрезы, карьеры, шахты, рудники, строительство подземных сооружений, дорожных выемок, траншей, тоннелей, каналов, водоемов, дамб, насыпей, гидротехнических сооружений, бурение скважин, деформация породных массивов взрывами — все это связано с перераспределением на поверхности земли больших масс пород. Амплитуда искусственного изменения рельефа достигает по вертикали 1100 м.
Деятельность горнодобывающих предприятий должна быть направлена не только на изъятие в максимально возможном объеме необходимых полезных ископаемых, но еще и сохранение их в неподвижном состоянии или добытых и соответствующим образом заскладированных образований, которые могут стать полезными ископаемыми в будущем, и на приведение участков земли, нарушенных горными работами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Отметим, что на планете в настоящее время насчитывается лишь 10 стран, которые добывают свыше 30 видов минералов. Как показано на рис. 1, ведущими горнодобывающими державами мира по количеству видов добываемых минералов являются Россия, Китай, США, Австралия, Бразилия, Индия, ЮАР, Канада.
Таким образом, чрезвычайно актуальной для нашей страны является проблема эффективной территориальной организации горнопромышленного производства.
Понятие «территориальной организации» в целом, а также ее применение к различным сферам жизнедеятельности и взаимосвязь с понятиями «территориальная структура», «природопользование», «землепользование», «ландшафтное планирование» в последние несколько десятилетий в различных аспектах рассматривалось в работах Э.Б. Алаева [2], Б.А. Краснояровой [3], Ю.П. Михайлова [4], А.А. Ткаченко [5], Б.С. Хорева [6], М.Д. Шарыгина [7].