Экономический эффект от пандемии коронавируса для мировой экономики является беспрецедентно необычным, поскольку нынешний кризис — всеохватный для сложившейся системы международных экономических отношений. В ходе кризиса 2008 г. многие задумывались о том, сколько необходимо времени для возврата в нормальное состояние, однако этого не случилось. Так, тенденции в торговле и производительности в течение кризиса изменились и полностью в прежнее состояние не вернулись. В свою очередь, нынешний кризис намного шире, глубже и масштабнее предыдущего. Наибольшим разрушительным последствием текущего кризиса является даже не существенный прирост долгов стран и компаний, которые на долгие годы изменяют перспективы их экономического развития, а рост глобальной бедности и неравенства.
Между тем реакция международного сообщества на вспышку пандемии была оперативной. Так, уже в апреле 2020 г. был одобрен План действий «Большой двадцатки» по поддержке глобальной экономики, включая меры, которые будут предприняты в 2021 г. [17]. Страны «Большой двадцатки» на протяжении пандемии проводили меры экономической политики по смягчению ее последствий, в том числе в сфере налоговобюджетной политики: по состоянию на осень 2020 г. эти меры составили 6,6 % валового внутреннего продукта (ВВП), включая 9,1 % — в развитых и 4,2 % — в развивающихся странах, а в целом глобальная бюджетная поддержка, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), составила 12 трлн долл. [19]. Кроме этого, для облегчения финансовых условий центральные банки увеличили свои балансы и снизили процентные ставки.
Высокая степень неопределенности, которая сложилась по поводу масштабов, продолжительности и траектории воздействия пандемии, может подорвать доверие потребителей и бизнеса, ужесточить условия заимствований, что будет ограничивать инвестиции и вести к росту безработицы. Исследователи отмечают, что основная проблема эмпирического обоснования и экономического анализа пандемии заключается в идентификации данного, ранее неизвестного шока [13]. В последний год наблюдается рост числа экономических исследований, касающихся пандемии коронавируса: они связаны с рассмотрением воздействия пандемии на разные сектора экономики [10], количественной оценкой влияния пандемии на макроэкономическую ситуацию в США [21], анализом шоков и эффектов пандемии на многоотраслевом уровне [9], исследованием макроэкономических эффектов в результате разных сценариев развития пандемии [22], а также с обобщением основных рисков пандемии и путей их решения [4, 5].