Пеформанс, о котором я решилась здесь написать, произвел на меня и, как мне показалось, на других зрителей сильное впечатление. Ничего подобного я раньше не видела. Это какая-то новая, синкретическая форма. Сразу после представления было сложно внятно сформулировать впечатления, тем более их проанализировать. Прошло некоторое время, мысли и впечатления выстроились в какой-то стройный ряд. И хотя я не критик и у меня не слишком большая насмотренность, я могу писать только о собственных впечатлениях, ассоциациях, попытаться их проанализировать. Я пишу как читатель, как зритель, как «музейщик», в конце концов.
Случившееся в литературном музее 5 августа меня так захватило, что не написать об этом я не могу. Речь о перформансе «Гоголь. Гипотетически» (режиссер Сергей Быстров, студенты МГИК Кирилл Лобов, Яна Цыганкова, Анна Марченко), представленном на выставке «Из шапочки Гоголя» на мансарде дома Любощинских-Вернадских (ГМИРЛИ им. В.И. Даля). По большому счету я просто хочу обратить внимание на спектакль.
Сразу скажу, что «перформанс» — это слишком общее понятие. Здесь требуется уточнение. Представление разыгрывалось в очень специфическом музейном и даже не совсем музейном пространстве, и ему сложно дать какое-то жанровое определение. Здесь не было как таковой сцены и не было музейного антуража в качестве декорации. Были актеры, оператор, располагавшиеся непосредственно на выставке, и зрители, за ее пределами наблюдавшие через трансляцию то, что происходило внутри.
Я уже сказала, что и сама выставка представляет собой довольно странное пространство — на мансарде бывшего доходного дома Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре, в просторном зале, полностью рукотворная, созданная художником Федором Архиповым, комната, внутри которой поместилась выставка «Из шапочки Гоголя». Все изначальное предназначение этой конструкции заключалось в том, чтобы создать дополнительную защиту ценнейшему экспонату литературного музея — шапочке Гоголя. В результате этот деревянный колпак поверх витрины, эта специальная комната обрела собственную жизнь и правила игры.