По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Год защитника Отечества: вклад преподавателей высшей школы в патриотическое воспитание молодежи

2025 год объявлен в России Годом защитника Отечества, что имеет особую значимость в преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он приходит на смену Году семьи, направленному на поддержку традиционных ценностей. Среди ключевых задач Года защитника Отечества — воспитание патриотизма и гордости за свою страну, сохранение исторической правды, памяти о героях, связи поколений, укрепление национальной идентичности, технологического и исторического суверенитета. Какова воспитательная и социальная роль преподавателей высшей школы? Какие проекты, направленные на поддержку наставничества и профессиональное самоопределение, позволят сформировать у молодежи уважительное отношение к труду? Эти вопросы обсудили участники пресс-конференции в ММПЦ «Россия сегодня».

— В нынешних условиях, когда продолжается Специальная военная операция, роль высшей школы, преподавателей, тех, кто создает поколение, которому предстоит строить будущее нашей страны, безусловно очень важна. Год 80-летия Победы тоже закладывает ключевую рамку. Мы уделяем огромное внимание значению исторической памяти и понимаем, что знание прошлого очень часто помогает понимать настоящее. Поэтому надо показывать студентам настоящую правду об истории нашего Отечества.

Многое для этого делает Ассоциация патриотических клубов «Я горжусь», которая охватывает порядка 450 вузов. В рамках проекта «Без срока давности» мы знакомим студентов с ключевыми моментами Великой Отечественной войны, исключая различные фальсификации. Кстати, 2 года назад было увеличено количество часов истории для студентов непрофильных направлений. В рамках модуля «Основы российской государственности» они получают знания о наших ценностях, об истоках государства российского.

Мы понимаем, что знания о тех подвигах, которые совершали, в том числе, преподаватели высшей школы в годы Великой Отечественной войны, имеют большое значение для молодого поколения. Поэтому нужно усиливать исследовательскую работу среди студентов, чтобы они узнавали о своем университете, преподавателях, которые ушли на фронт, такие сведения, которые, возможно, еще не описаны в книгах. Многие университеты у нас являются орденоносцами и отмечены за большой вклад в победу. Эту историю нужно хранить, исследовать и передавать новым поколениям.

Одна из ключевых задач, стоящая перед системой высшего образование, — это формирование патриотичных и социально ответственных личностей. И, безусловно, в год 80-летия Победы, в Год защитника Отечества основные мероприятия будут посвящены именно реализации этой цели.

— В единстве наша сила. Только объединяя усилия можно победить, в том числе, и на информационном фронте, там, где ведется война за умы, души и сердца подрастающего поколения. И высшая школа, все образовательные организации — это очень важный институт, где ребята могут получить не только качественное образование и профессию, но и жизненные ориентиры, по которым они будут идти по жизни. И наше глубокое убеждение, что воспитание в 21 веке, в том числе, и в высшей школе, это не слова, а дела. Это жизнь каждого преподавателя, его действия, жизненная позиция. Поэтому я обращаюсь к вам, дорогие коллеги: профессора, деканы, заведующие кафедрами, ассистенты, преподаватели, доценты. Именно от жизненной позиции и вашего мировоззрения зависит не просто какую специальность получат юные россияне, но и как они будут использовать эти знания во взрослой жизни и как будут строить Россию.

Для Цитирования:
Год защитника Отечества: вклад преподавателей высшей школы в патриотическое воспитание молодежи. Ректор ВУЗа. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: