По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.94; 339.5 DOI:10.33920/vne-04-2201-03

Глобальные тенденции и проблемы цифровой трансформации на мировом рынке авиационных услуг

Евгений Николаевич Смирнов доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений ФГБОУ ВО «Государственный университет управления». 109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр-кт, д. 99, E-mail: smirnov_en@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9325-7504
Федор Юрьевич Байков инвестиционный аналитик, ООО «БЭЛ Девелопмент». 105062, Россия, г. Москва, Подсосенский пер., д. 21 стр. 2, E-mail: v999em@list.ru, OR-CID: 0000-0002-9376-0118

В статье на основе оценки эволюции, динамики и современных трендов развития мировой авиации было обосновано, что на современном этапе авиация является одной из наиболее глобализированных отраслей, продолжая свое географическое расширение, выдерживая мировые кризисы и демонстрируя долгосрочный рост и устойчивость. Раскрыты основные тренды модернизации авиационной отрасли и оценены механизмы воздействия цифровизации на модели потребления на современном мировом рынке авиационных услуг в условиях демографических и технологических сдвигов. Определены возможности внедрения новых моделей оказания услуг в условиях цифровизации мировой авиации. Сформулированы основные глобальные тенденции, которые будут определять развитие мирового рынка авиационных услуг в контексте его цифровизации в перспективе, в частности: развитие клиентоориентированности; ускоренное внедрение продвинутой аналитики данных; рост давления на авиакомпании в контексте повышения экологической устойчивости; усложнение систем дистрибуции в контексте усиления конкуренции с международными компаниями — технологическими гигантами; модификация международных сетей авиакомпаний, рост числа трансграничных партнерств и стратегических альянсов в отрасли. Нами установлено, что важнейшим направлением модернизации отрасли станут вызовы развития интер- и мультимодальных сообщений воздушного транспорта, а также оптимизации на международном уровне организации воздушного движения. Наконец, авторы считают, что регуляторная дифференциация и неоднородность в разных странах остаются ключевым барьером цифровой трансформации на мировом рынке авиационных услуг, а кроме того, национальные законодательства пока не способны своевременно адаптироваться к стремительным изменениям, происходящим на рынке.

Литература:

1. Лукьянов, С. А. Рынок авиационных пассажирских перевозок. Современное состояние в России и странах СНГ // ЭКО. — 2008. — № 10 (412). — С. 91–106.

2. Смирнов, Е. Н. Цифровая трансформация мировой экономики: торговля, производство, рынки. — М.: Мир науки, 2019. — 95 с.

3. 2025: Air Travel for a Digital Age // Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques (SITA). —2019. — 16 p.

4. Air Transport Policy and Regulation // ICAO [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.icao.int/sustainability/Pages/economic-policy.aspx (дата обращения: 22.05.2021).

5. Aviation Benefi ts Report 2019 // Industry High Level Group (IHLG). — 2019. — 72 p.

6. Aviation: Benefi ts Beyond Borders (ABBB) // Air Transport Action Group (ATAG). — Geneva, 2018. — 86 p.

7. The Future of Air Travel: Eight Disruptive Waves of Change // Cognizant. — 2017. — 28 p.

8. Convention on International Civil Aviation — Doc 7300 // ICAO [Электронный ресурс]. — URL: https://www.icao.int/publications/Pages/doc7300.aspx (дата обращения: 20.04.2021).

9. Infrastructure Investment Needs 50 Countries // Global Infrastructure Hub. — 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://outlook.gihub.org/ (дата обращения: 25.06.2021).

10. Air Passenger Market Analysis // IATA. — 2020. — 4 p.

11. Powley, T. A. New Era of Ultra Long Aviation // Financial Times. — 2015. — No. 6 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ft.com/content/689a1618-814d-11e5-8095ed1a37d1e096 (дата об-ращения: 17.06.2021).

12. Ctrip adds global ride hailing coverage to app // Travel mole. 17 July 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.travelmole.com/news_feature.php?news_id=2038337 (дата обращения: 26.06.2021).

13. World Population Prospects 2019 // Department of Economic and Social Aff airs UN [Электронный ресурс]. — URL: https://population.un.org/wpp/ (дата обращения: 25.05.2021).

14. Digital Transformation Initiative Aviation, Travel and Tourism Industry // World Economic Forum (WEF), 2017, January, Cologny. — Geneva, 39 p.

15. Shaping the Future of Retail for Consumer Industries // World Economic Forum. — 2017. — 32 p.

1. Lukyanov, S. A., Rynok aviacionnyh passazhirskih perevozok. Sovremennoe sostoyanie v Rossii i stranah SNG [Air passenger transportation market. The current state in Russia and the CIS coun-tries]. ECO [ECO]. 2008, no. 10 (412), рp. 91–106 (in Russian).

2. Smirnov, E. N. Cifrovaya transformaciya mirovoj ekonomiki: torgovlya, proizvodstvo, rynki [Digi-tal transformation of the world economy: trade, production, markets]. Moscow: Mir nauki. 2019, 95 p. (in Russian).

3. 2025: Air Travel for a Digital Age. Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques (SITA). 2019, 16 p.

4. Air Transport Policy and Regulation. ICAO. Available at: https://www.icao.int/ sustainability/Pages/economic-policy.aspx (accessed: 22.05.2021).

5. Aviation Benefi ts Report 2019. Industry High Level Group (IHLG). 2019, 72 p.

6. Aviation: Benefi ts Beyond Borders (ABBB). Air Transport Action Group (ATAG). Geneva. 2018, 86 p.

7. The Future of Air Travel: Eight Disruptive Waves of Change. Cognizant. 2017, 28 p.

8. Convention on International Civil Aviation — Doc 7300. ICAO. Available at: https://www. icao.int/publications/Pages/doc7300.aspx (accessed: 20.04.2021).

9. Infrastructure Investment Needs 50 Countries. Global Infrastructure Hub. 2017. Available at: https://outlook.gihub.org/ (accessed: 25.06.2021).

10. Air Passenger Market Analysis. IATA. 2020, June — 4 p.

11. Powley, T. A New Era of Ultra Long Aviation. Financial Times. 2015, no. 6. Available at: https://www.ft.com/content/689a1618-814d-11e5-8095-ed1a37d1e096 (accessed: 17.06.2021).

12. Ctrip adds global ride hailing coverage to app. Travel mole. 17 July 2019. Available at: https://www.travelmole.com/news_feature.php?news_id=2038337 (accessed: 26.06.2021).

13. World Population Prospects 2019. Department of Economic and Social Aff airs UN. Available at: https://population.un.org/wpp/ (accessed: 25.05.2021).

14. Digital Transformation Initiative Aviation, Travel and Tourism Industry. World Economic Forum. 2017, January. Cologny. Geneva. 39 p.

15. Shaping the Future of Retail for Consumer Industries. World Economic Forum. 2017, 32 p

Современные мировые рынки услуг испытывают серьезную трансформацию под влиянием цифровизации, на основе чего наблюдается постепенная цифровая трансформация этих рынков [2]. Последняя, в частности, ведет к росту конкуренции, поскольку ввиду внедрения новых технологий понятия «физическое присутствие» и «географические границы рынка» существенно размываются, что усиливает мобильность как экономических агентов, так и факторов производства. В условиях цифровизации появляются новые виды товаров и услуг (как для потребителей, так и для бизнеса), которые конкурируют с традиционной продукцией, иногда даже замещая ее.

Цифровая трансформация отраслей на основе применения новых технологий (искусственного интеллекта, аналитики больших данных, «Интернета вещей») создает огромные резервы производительности во многих секторах сферы услуг, существенно видоизменяет методы и формы международной торговли, а также участие стран и компаний в глобальных цепочках создания стоимости. Кроме того, в трансформации мировых рынков услуг ключевая роль принадлежит новым участниками рынка — глобальным цифровым платформам, важными признаками которых являются беспрецедентная отдача от масштабов и наличие внешних сетевых эффектов. Эти платформы упрощают выход представителей малого и среднего бизнеса на мировой рынок, однако создают угрозу справедливой конкуренции во многих секторах сферы услуг.

В авиационном секторе наблюдаются обширные процессы цифровой трансформации, которые начались с инвестиций в инновационные услуги, что позволило на первом этапе улучшить отношения с клиентами и пользовательский интерфейс. Однако влияние цифровизации гораздо глубже, поскольку компании не только полагаются на продажу билетов, но должны также по возможности получать доход от дополнительных услуг, сопровождающих полет пассажира. Поэтому необходимо, чтобы полеты становились персонализированными путешествиями, что должно быть реализовано на основе интеграции личных данных путешественников.

Вместе с тем при анализе тенденций развития отрасли следует принимать во внимание, что пандемия коронавируса COVID-19 оказала беспрецедентно серьезное отрицательное воздействие на авиационную отрасль: так, количество пассажирокилометров воздушных перевозок в мире в первом полугодии 2020 г. по сравнению с предыдущим периодом 2019 г. упало на 58 % (ранее теракты 11 сентября 2011 г. считались наиболее серьезным кризисом авиации; для сравнения: за первые шесть месяцев после терактов количество пассажирокилометров в мире снизилось лишь на 12 %) [10, c. 1]. Снижение международных перевозок пассажиров в мае 2020 г. составило 98,3 %.

Для Цитирования:
Евгений Николаевич Смирнов, Федор Юрьевич Байков, Глобальные тенденции и проблемы цифровой трансформации на мировом рынке авиационных услуг. Международная экономика. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: