Дата поступления рукописи в редакцию: 23.08.2025
Дата принятия рукописи в печать: 25.09.2025
В современной экономике происходит разрушение классических каналов контроля ликвидности активов. Этот процесс был запущен в США еще более полувека назад при фактическом отказе в 1971 г.1 от Бреттон-Вудской системы международной организации денежных отношений и торговых расчетов (рис. 1).
Стремительный рост разрыва между балансовой и рыночной стоимостью активов индексируемых компаний в пользу последней, согласно промышленному биржевому индексу Доу-Джонса, в последней трети ХХ века как следствие отказа США от золотовалютного стандарта, предусмотренного Бреттон-Вудской системой, представлен на рисунке 2 [15].
Интенсификация роста разрыва между рыночной массой финансовых и реальных активов привела к тому, что криптоэкономика сегодня выходит в параллельное измерение [7] с растущей тенью цифровых активов [18]. При этом цифровые валюты центральных банков (CBDC) в силу целого комплекса причин [16] пока выглядят достаточно бледной тенью [14, 19].
В настоящее время формируется два противоположных вектора развития мировой денежной системы.
Так, если в США запускают «новую финансовую парадигму», связанную с эмиссией денежного суррогата через стейблкоины, то в других странах, например в РФ, наблюдается тенденция усиления контроля движения финансовых потоков через цифровые валюты центральных банков (CBDC).
Целью представленных исследований является анализ влияния новых подходов к расчетам в мировой финансовой системе на изменение системы экономических отношений в мире.
Методическую основу исследований составили актуальные информационно-аналитические материалы, посвященные анализу и оценке последствий легализации расчетов с использованием стейблкоинов в США2 [1, 2, 6, 8–13] и др.