Как известно, у Организации Североатлантического договора (НАТО) существует некая «зона ответственности». В Вашингтонском договоре 1949 г. о создании НАТО говорится, что страны-участницы отреагируют на вооруженное нападение «на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции (в 1962 г. эти департаменты из текста исключили, т. к. Алжир перестал быть «французским. — Прим. авт.), территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон [10]. Тропик Рака — это примерно 23-й градус северной широты, самая северная параллель, где Солнце еще можно наблюдать строго в зените в день летнего солнцестояния. В плане политической географии он проходит между Флоридой и Кубой, делит пополам Тайвань, в зоне к северу от него находятся половина Мексики и Индии и почти весь Египет. Логически объяснить данную «границу» крайне затруднительно.
Еще большая неопределенность имеется в плане «границ» по восточной или западной долготе — о них вообще ничего не сказано. Впрочем, из упоминания «островов» при желании можно сделать соответствующий вывод насчет, например, Гавайских островов, которые расположены отнюдь не в Атлантике. Но сам термин «Североатлантическая зона» определенно включает всю территорию США, не только американские штаты на Атлантическом побережье.
Наконец, совместное противодействие предусмотрено, если совершено вооруженное нападение «на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним» [10]. Формулировка о «другом районе Европы» звучит недвусмысленно.
В целом текст договора оставляет некоторый простор для импровизаций по части его толкования и применения. Факты подсказывают, что речь идет отнюдь не об отвлеченных теоретических спорах.