По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.486

Глобальная конкурентоспособность как стратегическая цель развития регионального туризма

Семенова Алла Анатольевна д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента, АНО ВО «Российский Новый университет» (РосНоу), Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22, SPIN-код: 9083-1590, ORCID: 0000-0003-2995-5065, E-mail: allaa.s@ya.ru
Алиев Али Ризван оглы аспирант, кафедра предпринимательства и конкуренции, факультет бизнеса, Университет «Синергия», Москва, E-mail: kostya.rad3@yandex.ru

В статье исследуется глобальная туристская отрасль в контексте конкурентоспособности отдельных направлений (дестинаций) и количественной оценки данного понятия. Проведен методологический анализ туристической дестинации и определена ее роль в развитии социально-экономической системы страны. Представлена классификация субъектов, которые могут участвовать в повышении конкурентоспособности страны как туристские направления. Выявлен механизм влияния социально-экономических условий на конкурентоспособность туристских направлений.

Литература:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

2. Кирьянова Л.Г. «Туристская дестинация» как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник КемГУ. — 2012. — Т. 1, № 4 (52). — С. 131–136.

3. Antonakakis N., Dragouni M., Filis G. How strong is the linkage between tourism and economic growth in Europe? // Economic Modelling. — 2015. — Vol. 44. — Р. 142–155.

4. Candela G., Figini P. The Economics of Tourism Destinations. — Springer Heidelberg New York Dordrecht London. — 526 p.

5. Chou M.Ch. Does tourism development promote economic growth in transition countries? A panel data analysis // Economic Modelling. — 2013. — Vol. 33. — Р. 226–232.

6. Dwyer L., Kim Ch. Destination Competitiveness: Determinants and Indicators // Current Issues in Tourism. — 2003. — Vol. 6. — No. 5. — Р. 369–414.

7. Heath E.Th. Towards a model to enhance destination competitiveness: a Southern African perspective // Journal of Hospitality and Tourism Management. — 2002. — Vol. 10 (2). — Р. 124–141.

Одним из приоритетных и динамично развивающихся секторов отечественной экономики, значимым показателем развитости социально-экономической системы страны является комплексное развитие индустрии туризма. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным определены национальные цели развития страны на период до 2036 года [1]. Среди них особое место занимает развитие индустрии туризма.

Туризм, развиваясь сам как сфера экономики, обеспечивает создание новых рабочих мест в регионе, влияет на развитие смежных отраслей, совершенствует технико-технологические процессы, способствует становлению новых форм собственности и хозяйствования, повышению деловой активности, а также социальному развитию региона в целом.

Бурный рост индустрии туризма в экономически развитых странах мира вплоть до 2019 года превышал общий темп роста мировой экономики. Примерно каждое десятое рабочее место было обеспечено в сфере туризма (всего 333 млн рабочих мест).

Правительства множества стран осознали важные преимущества, которые обеспечивает въездной туризм, и вступили в новую фазу конкуренции между собой за внимание и валюту иностранных туристов. Даже такая закрытая страна, как Саудовская Аравия, совсем недавно объявила о переориентации с закрытого режима на привлекательный для туристов.

Рост потока туристов, характерный и для России, породил важный исследовательский вопрос относительно движущих факторов такого роста. Это послужило стимулом для продолжения работы над темой оценки факторов конкурентоспособности регионального туризма (туристских дестинаций) уже в глобальном масштабе.

Конечно, пандемия несколько снизила показатели туризма в большинстве стран, однако есть все основания полагать, что лучшие времена мирового туризма еще впереди.

Можно предположить, что по мере поступательного развития туристической индустрии в мировом сообществе будет нарастать борьба за достижение конкурентных преимуществ и обеспечение устойчивой конкурентоспособности на стратегическую перспективу.

Для Цитирования:
Семенова Алла Анатольевна, Алиев Али Ризван оглы, Глобальная конкурентоспособность как стратегическая цель развития регионального туризма. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: