— Какие факторы, на ваш взгляд, являются довлеющими в процессе реализации идеи средовой музеефикации?
— С моей точки зрения, самое главное — это понимание того, что это в принципе можно сделать. Во-первых, важно помнить, что Москва не сводится к центру: музеи могут располагаться где угодно. У нас на периферии города, в самых разных его уголках есть масса культурных институций, которые обладают потенциалом для развития окружающих пространств. Во-вторых, важно понимание и осознание того, что эти культурные институции имеют право выйти за рамки своих стен. Это могут быть тактические интервенции, которые они совершают в виде традиционных вещей, таких как экскурсии, фестивали, или чуть менее традиционных форматов, как концерты, ярмарки, маркеты, книжные развалы и т.д. Иногда это совсем нетрадиционные вещи вроде аудиогидов, которые можно скачать, стрит-арта или экскурсии в транспорте, когда в троллейбусе вам рассказывают что-то про историю района. Но все это вполне реально делать. Конечно, вы можете столкнуться с определенными препятствиями в реализации: может быть не очень просто согласовать мероприятие со всеми стейкхолдерами, начиная от представителей локальной администрации, локального бизнеса, местных жителей и так далее. Потребуются определенные усилия, но это возможно, и это легитимный способ для музеев развиваться самим, развивать районы, развивать город в целом. Сегодня полезно выплескиваться за пределы музея и не просто ждать, когда придут к вам люди, а стремиться наружу, идти к людям. Когда мы говорим, о локальном сообществе, которое взаимодействует с музеем, важно понимать, что никакого локального сообщества в большинстве случаев не существует. И когда мы создаем такие инициативы, необходимо начать с создания соответствующего сообщества — само собой оно не возникает. Зато в результате мы оказываемся в совершенно другом городском ландшафте и внешне, и социально.
— Музей таким образом сам формирует локальное сообщество, выходя за рамки своих стен, в свободное городское пространство?