Хотел бы обратить внимание на некоторые проблемные аспекты, возникающие в рамках правоотношений декларантов и таможенных представителей как с таможенными органами, так и друг с другом, — это вопросы ответственности и вины в совершении правонарушений. Постараюсь поделиться своим видением этой проблемы, которая на самом деле более широкая, и возможностями по ее разрешению.
Что касается ответственности, несмотря на различные дискуссионные вопросы, на практике выглядит все достаточно просто. Как известно, по одним из наиболее распространенных так называемых контрабандообразующих составов административных правонарушений (недекларированию или недостоверному декларированию) ответственность несет, грубо говоря, тот, кто указан в графе 54 таможенной декларации; по уголовным составам ответственность несут конкретные физические лица, причастные к совершению преступлений, которые устанавливаются при расследовании. Несколько сложнее обстоит вопрос с гражданско-правовой ответственностью при вступлении в правоотношения декларанта с таможенным представителем. Этого вопроса я еще коснусь. Напомню, что около 50 % дел об административных правонарушениях таможенные органы возбуждают в отношении юридических лиц (причем в последние годы мы видим стремительную динамику возбуждаемых таможенными органами дел — с 32 945 дел в 2016 г. до 74 841 дела в 2018 г.), и когда юридических лиц (и декларантов, и таможенных представителей, и других участников таможенных правоотношений) привлекают к административной ответственности, вопрос оценки их виновности не теряет своей актуальности.
В настоящее время подход к оценке виновности декларантов и таможенных представителей в совершении административных правонарушений не выдерживает критики. Разграничение ответственности данных участников таможенных правоотношений в совершении правонарушений, если не ограничивать рассмотрение этого вопроса анализом графы 54 таможенной декларации, далеко не безупречно и, я бы сказал, дефектно на практике. Председатель Правительства России Дмитрий Медведев поручил переработать Кодекс РФ об административных правонарушениях (сейчас уже известна общая предлагаемая концепция нового кодекса), и в рамках этого процесса видится необходимым и своевременным обратить внимание на существующую конструкцию вины юридических лиц в действующем в настоящее время кодексе.