Внедрение цифровых технологий играет существенную роль не только в транспортной отрасли, но и в мировой экономике в целом. Уже несколько лет активно обсуждаются известные любому человеку термины, такие как «цифровая экономика», «цифровые технологии», «Интернет вещей», ««умный» город». Данные термины плавно подвели к еще одному открытию — цифровой железной дороге. Цифровая железная дорога относится к транспортной инфраструктуре, следовательно, является одной из важнейших отраслей современного развитого города, так же как медицина, электронное правительство, экология, образование, социальная помощь и многие другие сферы. Цифровая железная дорога относится к цифровым технологиям, если рассматривать транспортную среду.
Цифровая железная дорога — цифровая концепция железной дороги, включающая в себя ERTMS (ETCS, GSM-R), BIM, датчики RFID и многие другие технологии для того, чтобы перевезти груз и/или пассажира максимально безопасно. При этом клиенту предоставляется полноценная информация о перевозке, современный сервис [1–4].
Предлагается рассмотреть роль данных цифровых технологий в вопросе конкурентоспособности железных дорог с морским видом транспорта. Критериями для оценки являются безопасность, стоимость грузоперевозки, транзитное время в пути.
На сегодняшний день основным маршрутом грузоперевозок по железной дороге является Китай — Европа [1]. Про тот же самый маршрут можно сказать и в морском транспорте. Если рассматривать Китай с точки зрения количества морских портов, то существует такое понятие, как MPC (Main Port of China). Сюда входят: 1) морской порт Шанхая; 2) морской порт Шэнчьжэня; 3) морской порт Нинбо; 4) морской порт Циндао; 5) морской порт Гуанчжоу; 6) морской порт Тяньцзинь; 7) морской порт Даляль; 8) морской порт Сямынь. Это лишь некоторая часть морских портов в Китае. Их на самом деле гораздо больше, но основными морскими портами с точки зрения грузооборота являются именно составляющие данный список.
Основной мировой морской перевозчик — Maersk (https:// www.maersk.com/) [11]. На официальном сайте данной компании достаточно указать наименование морского порта, чтобы получить возможность просмотра транзитного времени в пути морского судна. Среди морских перевозчиков следует назвать такие компании, как COSCO Group (China Ocean Shipping Company — мировой лидер в секторе навалочных грузов, который входит в число 10 крупнейших мировых контейнерных операторов и ежегодно перево зит около 180 млн т груза, http://en.coscoshipping. com/ [8], Zim Shiplink https://www. zim.com/) [14], Evergreen Group (концерн тайваньского конгломерата судоходных и транспортных компаний), и другие ассоциированные сервисные компании, http://evergreen-shipping.ru/) [9], YML (Yang Ming Marine Transport Corporation — одна из ведущих компаний в мире, которая осуществляет морские контейнерные перевозки, https:// www.yangming.com/) [15], Orient Overseas Container Line (OOCL — зарегистрированный на Бермудах и базирующийся в Гонконге конгломерат с интересами в судоходстве, логистике и недвижимости: https://www.oocl.com/) [12].