Данные исследования, проведенного в I квартале 2025 г., основаны на результатах опроса сервисом «SuperJob Старт карьеры» 1500 респондентов от 18 до 24 лет без опыта работы и контекстном анализе вакансий для начинающих специалистов.
Юноши в топ-3 выделяют общительность (33 %), дисциплинированность (21 %) и внимательность (18 %), девушки — ответственность (32 %), коммуникабельность (30 %) и стрессоустойчивость (21 %). Парни чаще акцентируют внимание на компетентности и обучаемости, девушки — на креативности, многозадачности, трудолюбии, эмпатии и доброжелательности.
По данным Х5 Group (ведущая российская продуктовая розничная компания), в 2024 г. количество молодых специалистов в возрасте от 18 до 24 лет выросло в компании на 12 % по сравнению с предыдущим годом и составило более 43 тыс. человек. Самые популярные направления в ретейле у молодежи — это логистика, где количество сотрудников от 18 до 24 лет увеличилось за прошлый год на 67 %, работа в службе безопасности (рост на 40 %), на производстве готовой еды (рост на 35 %) и в офисе (рост на 21 %).
Среди профессий в ретейле, востребованных у зумеров, лидирует продавец-кассир, администратор магазина, оператор склада, сборщик заказов и пекарь. Такая занятость предполагает гибкие графики и сокращенные смены, что позволяет самостоятельно планировать свой день и совмещать работу с учебой. Помимо традиционных для сферы ретейла профессий, молодые специалисты выбирают в Х5 и другие позиции — разработчика, менеджера по работе с Big Data, архитектора данных, инвестиционного аналитика, эколога, микробиолога, химикатехнолога, бариста, кависта. Также они все чаще занимают руководящие должности в рознице, логистике и на производстве готовой еды — шеф-поварами, директорами магазинов и начальниками склада.
«Ретейл — это одна из тех сфер, где можно достаточно быстро построить крутую карьеру в совершенно разных направлени ях — от управления магазином до Big Data. Мы понимаем, что ребята только-только начинают свой карьерный путь, поэтому не требуем от них на старте каких-то сверхнавыков. Достаточно быть ответственным, уметь работать в команде, мыслить креативно — по нашим наблюдениям, те молодые специалисты, что приходят к нам, открытые, инициативные и смелые. И мы в лице компании готовы стать для них наставником, помочь и поддержать, чтобы вместе реализовывать те амбициозные планы, что заявлены на ближайшее время», — рассказала Мария Верномудрова, директор по развитию персонала и бренда работодателя Х5 Group.