Однако по мере расширения парка электрокаров перед покупателями встает ключевой вопрос: как будет меняться стоимость их автомобиля с годами. Ученые Пермского Политеха назвали главные факторы, которые влияют на стоимость электрокаров через несколько лет эксплуатации. Оказалось, что помимо очевидных параметров вроде пробега и состояния батареи, решающую роль также играют неожиданные аспекты, которые могут добавить или «съесть» сотни тысяч рублей при перепродаже.
Результаты исследований опубликованы в научной статье.
Остаточная стоимость — это цена, которую готовы заплатить за ваш электромобиль после нескольких лет эксплуатации. На нее влияет десяток взаимосвязанных факторов, и далеко не все они очевидны для обычного автовладельца. По словам экспертов, одним из значимых является состояние аккумуляторной батареи, которая составляет около 30% стоимости автомобиля.
«Современные электромобили в основном используют литий-ионные батареи — те самые, которые стоят в смартфонах и ноутбуках, только гораздо больше и мощнее. Такой аккумулятор обычно служит 8–10 лет или 150–200 тыс. км пробега, после чего его емкость снижается до 70–80% от первоначальной. Его замена обойдется владельцу в достаточно крупную сумму. Например, переукомплектовка аккумулятора Nissan Leaf или Москвича обойдется в 530 тыс. руб., где львиная доля, порядка 400 тыс., уйдет на новые модули, из которых и собирается батарея» — объясняет Алексей Щелудяков, директор Института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук.
Представьте: когда ваш электрокар потеряет 30–40% первоначальной емкости, потенциальные покупатели будут вычитать из его стоимости цену возможной замены батареи. Именно поэтому при оценке подержанного электромобиля особое внимание уделяют состоянию батареи — ее текущая емкость и оставшийся ресурс становятся определяющими при формировании цены. Два одинаковых электромобиля с разным состоянием аккумулятора могут отличаться в цене на сотни тысяч рублей.