Изменения в 426-ФЗ были внесены первого мая этого года Федеральным законом № 136-ФЗ. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 теперь работодатель, предоставляя информацию организации, которая будет проводить специальную оценку, должен представить предложения работников об идентификации на их рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Таким образом, если работник считает, что на его рабочем месте существует вредный опасный фактор, например вибрация, он должен представить работодателю письменное предложение с описанием фактора, которое тот обязан передать специальным оценщикам. Следующее изменение коснулось п. 3 ч. 2 ст. 6, согласно которого организация, проводящая специальную оценку, освобождена от необходимости применять методы исследований (испытаний), прошедшие проверку в Федеральном фонде по обеспечению единства измерений. Далее в п. 1 ч. 6 ст. 10 изменен вид пенсии: идентификация не проводится в отношении рабочих мест, включенных в списки, по которым осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости вместо трудовой пенсии. В ст. 10 Закона добавлена новая ч. 8, где перечисляется ряд действий, которые эксперт организации, проводящей спецоценку, может применять для определения перечня для ч. 7. В п. 1 ст. 11, в соответствии с которым в декларацию соответствия условий труда входят рабочие места, условия труда которых по результатам спецоценки признаны оптимальными и допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона. В п. 5 ст. 11 добавили новый критерий, по которому декларация соответствия условий труда может прекратиться, а именно, если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения прав работника в области охраны труда, занятого на определенном рабочем месте. Важные изменения затронули ч. 7 ст. 14 ― теперь понижать класс (подкласс) условий труда больше чем на одну степень можно только после согласования с федеральным органом исполнительной власти вместо территориального. Для составления отчета о результатах проведении специальной оценки, согласно ст. 15, теперь нужно предоставлять протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты, применяемых работниками, занятых на работах с вредными условиями труда и прошедшими обязательную сертификацию, проводимую с целью снижения класса или подкласса условий труда (если такая оценка имела место быть). Дополнили ст. 15, добавив ч. 5.1. В ней говорится о необходимости организации, которая получила утвержденный отчет о проведении спецоценки, уведомить об этом любым доступным образом компанию, проводившую у нее специальную оценку. Кроме того, направить в адрес этой компании заказное письмо с уведомлением (либо электронное письмо с электронной подписью) с приложением копии утвержденного отчета. Теперь для инициации проведения внеплановой оценки условий труда работодателю достаточно нарушить любые требования, касающиеся охраны труда, которые содержатся в ФЗ или НПА Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 17). Добавили приятное для многих организаций нововведение ― ч. 3 и ч. 4 ст. 17, теперь разрешается не проводить внеплановую спецоценку в случае изменения ФИО руководителя, названия рабочего места, формы собственности организации. Тем не менее запрещены ухудшения условий труда до подачи отчета о проведении проверки. Множество изменений внесено в ст. 18. В ч. 1 добавили, что в Федеральную государственную информационную систему учета не нужно передавать материалы, содержащие государственную тайну или любую иную тайну, охраняемую законом. В адрес информационной системы учета нужно будет представлять информацию о снижении класса (подкласса) (пп. «д»); основание для формирования прав работников, занятых на рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав) (пп. «е»). Введен пп. «и» ― нужно представлять сведения о принятии федеральным органом решения о прекращении действия декларации об условиях труда. Статьей 21 определено, что в реестр организаций, помимо всего прочего, необходимо вносить информацию о наименовании и месте нахождения филиалов и представительств организации. Также увеличили срок проведения специальной оценки для принятых в эксплуатацию новых рабочих мест ― с 6 месяцев до 12. Как итог, декларированию теперь подлежат не только рабочие места, на которых не выявлены вредные или опасные факторы, но и те, на которых условия работы признаны оптимальными или допустимыми.