Государственная инспекция труда в Иркутской области напомнила, что лица, допустившие нарушения требований охраны труда, которые повлекли причинение вреда здоровью человека, могут повлечь уголовную ответственность.
Статья 143 Уголовного кодекса РФ посвящена ответственности за нарушения требований охраны труда, допущенных лицами, обязанными обеспечивать их выполнение. Нарушение установленных норм охраны труда должностным лицом влечет уголовную ответственность вплоть до пяти лет лишения свободы, если последствия носят тяжкий характер.
Наиболее часто привлекаются непосредственные руководители работников (начальники участков, мастера), но также возможны случаи привлечения специалистов по охране труда.
Основные критерии обвинения:
1. Лицо должно быть ответственным за соблюдение тех требований охраны труда, нарушение которых привело к последствиям.
2. Между действиями виновника и наступившими негативными последствиями должна существовать прямая причинно-следственная связь.
Верховный суд разъяснил, кого стоит рассматривать в качестве обвиняемых:
- руководителей организаций (или их заместителей);
- руководителей структурных подразделений организаций;
- специалистов службы охраны труда;
- специалистов в области охраны труда, привлекаемых работодателем по ГПХ.
Важный нюанс: привлечение по последним трем категориям осуществляется лишь тогда, когда соответствующие обязательства прописаны в договоре или должностных инструкциях. Правовая позиция изложена в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2018 № 41.
Государственная инспекция труда в Иркутской области
Перевод на другую работу у того же работодателя — это:
- постоянное или временное изменение трудовой функции работника, и (или)
- постоянное или временное изменение структурного подразделения, в котором работает работник, если структурное подразделение было указано в трудовом договоре. Если в договоре структурное подразделение не указано и если это другое структурное подразделение находится в той же местности, что и подразделение, в котором работает работник, то изменение подразделения не является переводом, и (или)