Сирийский (золотистый, переднеазиатский) хомяк представляет собой один из модельных видов, относящихся к лабораторным животным, широко используемым в биомедицинских исследованиях [4, 10]. Естественное местообитание ограничивается небольшой территорией на границе Турции и Сирии. Дикая популяция сирийского хомяка сокращается из-за потери среды обитания, что обусловлено активным ведением сельского хозяйства. Это позволило Международному союзу охраны природы присвоить виду уязвимый статус (Vulnerable) [16].
Одомашненная форма сирийского хомяка, разводимая в декоративных целях, представлена значительным количеством вариаций окраса и строения волосяного покрова, что делает его одним из самых востребованных животных-компаньонов за счет привлекательного внешнего вида [4, 6].
Пандемия новой коронавирусной инфекции поставила перед специалистами важные задачи в области экспериментальной инфекции SARS-CoV-2, при этом именно сирийский хомяк выступил в качестве доклинической модели патологии легких, являющихся маркером COVID-19 [11, 13].
Волосы сирийского хомяка требуют своего гистохимического изучения, учитывая, что их состояние может указывать на различные патологические процессы. Так, например, при острой инфекции SARS-CoV-2 у больных животных на фоне вялости, сгорбленной осанки и изменения дыхательной функции наблюдается взъерошенность меха [8].
Участие ферментов в морфогенезе волос является общеизвестным фактом, описанным как классиками морфологической науки, так и современными учеными [2, 10, 14].
В этой связи исследования, связанные с тканевым и клеточным метаболизмом фолликулов волос, обусловленным ферментными системами, можно считать актуальной и значимой задачей как в гистохимии ферментов, так и в общей биологии, при этом физио логические вопросы, лежащие в основе этих данных, могут иметь значение в практике ветеринарной медицины.
Цель нашей работы – определение и сравнение гистохимической активности луковицы и коркового вещества волосяного фолликула, используя в качестве модельного вида сирийского хомяка.