Дата поступления рукописи в редакцию: 10.10.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 11.11.2023.
Date of receipt of manuscript at the editorial office: 10/10/2023.
Date of acceptance of the manuscript for publication: 11/11/2023
Неугомонные непоседы, ни минуты не сидящие на месте, которые, как кажется взрослым, находятся в плену ненасытной жажды движения, известны любому специалисту, работающему с детьми. Родители жалуются, что они непослушны, иногда просто неуправляемы, всё сносят на своем пути, игнорируя требования взрослых остановиться. Окружающие считают их плохо воспитанными. Бабушки и дедушки отказываются брать их на выходные. Они слабо поддаются социализации, плохо адаптируются к детскому саду, школе. Они — источник постоянных конфликтов и недоразумений в детском коллективе [1, 2].
Согласно международной классификации психических болезней 10-го пересмотра, подобные нарушения психики называют гиперкинетическим расстройством. В практике западных стран приняты термины «состояние с дефицитом внимания» и «гиперактивное расстройство». При этом акцент делается на том факте, что именно дефицит внимания является ключевым расстройством при детской гиперактивности.
В социуме распространяется точка зрения о том, что гиперактивные дети — новая проблема современного общества, «эпидемия» последнего десятилетия. Это не так. История этого синдрома достаточно длительная, уходит своими корнями к началу прошлого века, и его распространенность за последнее десятилетие, по-видимому, существенно не изменилась [3].
Психические нарушения у детей, соответствующие современным представлениям о состояниях с дефицитом внимания в качестве «болезненного дефекта морального контроля», были описаны еще в 1902 г. Тогда таких детей рассматривали как «моральных уродов», и в поисках причин возрастания их количества в обществе апеллировали к концепции Ламброзо. В 30–60-е гг. XIX столетия врачи начали предпринимать попытки реабилитировать гиперактивных детей и стали связывать расстройства с наличием минимальной мозговой дисфункции. Впрочем, представления о резидуальном органическом генезе расстройства также не нашли должного научного подтверждения. В конце 60-х гг. в клиническую практику были введены представления о «гиперкинетических реакциях детского возраста» [4].