По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616–053.2/5.616.8–008.6 DOI:10.33920/med-10-2312-02

Гиперкинетическое расстройство у детей: принципы диагностики и терапии

Максимочкина Ирина Анатольевна детский психолог, клиники МЕДСИ, г. Москва, IMaksimochkina31@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-416-4031

Данная патология включает расстройства нейропсихического развития, ведущим клиническим признаком которых являются постоянные стойкие паттерны (модели) поведения с нарушением внимания и/или повышенной двигательной активностью и импульсивностью, приводящие к дезадаптации в нескольких сферах социального функционирования ребенка. Нарушения внимания проявляются в виде следующих поведенческих паттернов: отвлекаемости с дезорганизацией поведения, проблем с устойчивой фокусировкой на задании, которые не связаны со снижением интеллекта и непониманием предлагаемых заданий. Под гиперактивностью понимаются избыточная, не адекватная принятым нормам двигательная активность, суетливость, беспокойство или многоречивость. При импульсивном поведении наблюдаются быстро происходящие, поспешные, необдуманные, торопливые действия, которые несут высокий риск серьезных повреждений и травм. В связи с большой гетерогенностью по степени выраженности клинических проявлений данная патология нередко диагностируется с опозданием, чаще — с началом школьного обучения.

Литература:

1. Агарков А. П., Андрусенко И. В. Коморбидные состояния при СДВГ у детей: клиническая характеристика. Психосоматические и пограничные нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте. Новосибирск, 2008: 76–78.

2. Арана Дж., Розенсбаум Дж. Фармакотерапия психических расстройств. М.: Бином, 2004.

3. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика, 2003; 128 с.

4. Бурдаков А. Н., Бурдакова Е. В., Фесенко Ю. А. Нейролептики в детской психиатрической практике. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2007.

5. ВОЗ. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.; СПб.: Смысл; Речь, 2003.

6. Детская и подростковая психиатрия. Клинические лекции для профессионалов / под ред. Ю. С. Шевченко. М., 2011.

7. Заваденко Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения. Вопр. соврем. педиатрии. 2014; 13, 4: 48–53.

8. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: руководство для врачей. М.: Медицина, 1979; 608 с.

9. Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995; 560 с.

10. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

11. Краснов В. Н., Гурович И. Я. Клиническое руководство. Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств. М.: Московский НИИ психиатрии Минздрава России, 1999; 224 с.

12. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. 2-е изд., доп. и перераб. Л.: Медицина, 1985; 416 с.

13. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб.: Оверлайд, 1994; 303 с.

14. Носков Д. С., Поройков В. В., Ших Е. В., Яснецов В. В. Деанола ацеглумат (нооклерин): клинико-фармакологические аспекты и актуальность применения в лечебной практике. Журн. неврол. и психиатр. 2013; 11: 97–99.

15. Психиатрия детского и подросткового возраста / под ред. К. Гиллберга, Л. Хеллгрена; пер. со швед. Ю. А. Макковеевой; под общ. ред. П. И. Сидорова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004; 544 с.

16. Психиатрия: национальное руководство / под ред. Т. Б. Дмитриевой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

17. Рациональная фармакотерапия в психиатрической практике (Сер. «Рациональная фармакотерапия»): руководство для практикующих врачей / под общ. ред. Ю. А. Александровского, Н. Г. Незнанова. М.: Литтерра, 2014; 1080 с.

18. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия / пер. с нем. Т. Н. Дмитриевой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001; 624 с.

19. Сосюкало О. Д., Кашникова А. А., Татарова И. Н. Психопатоподобные эквиваленты депрессий у детей и подростков. Журн. невропатол. и психиатр. 1983; 10: 1522–1526.

20. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974; 320 с.

21. Сухотина Н. К., Коновалова. В. В., Крыжановская И. Л., Куприянова Т. А. Эффективность пантогама в сравнении с плацебо при лечении гиперкинетических расстройств у детей. Журн. неврол. и психиатр. 2010; 110, 12: 24–28.

22. Шевченко Ю. С., Кириллина Н. К., Захаров Н. П. Элективный мутизм. Красноречивое молчание. М.: Речь, 2007; 336 с.

1. Agarkov A. P., Andrusenko I. V. Komorbidnye sostoianiia pri SDVG u detei: klinicheskaia kharakteristika [Comorbid conditions in ADHD in children: clinical characteristics] // Psikhosomaticheskie i pogranichnye nervno-psikhicheskie rasstroistva v detskom i podrostkovom vozraste [Psychosomatic and borderline neuropsychiatric disorders in childhood and adolescence]. Novosibirsk, 2008. P. 76–78. (In Russ.)

2. Arana Dzh., Rozensbaum Dzh. Farmakoterapiia psikhicheskikh rasstroistv [Pharmacotherapy of mental disorders]. M.: Binom, 2004. (In Russ.)

3. Briazgunov I. P., Kasatikova E. V. Defitsit vnimaniia s giperaktivnostiu u detei [Attention deficit with hyperactivity in children]. M.: Medpraktika, 2003. 128 p. (In Russ.)

4. Burdakov A. N., Burdakova E. V., Fesenko Iu. A. Neiroleptiki v detskoi psikhiatricheskoi praktike [Neuroleptics in child psychiatric practice]. SPb.: ELBI-SPb, 2007. (In Russ.)

5. VOZ. Mnogoosevaia klassifikatsiia psikhicheskikh rasstroistv v detskom i podrostkovom vozraste. Klassifikatsiia psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroistv u detei i podrostkov v sootvetstvii s MKB-10 [WHO. Multiaxial classification of mental disorders in childhood and adolescence. Classification of mental and behavioral disorders in children and adolescents in accordance with ICD-10]. M.; SPb.: Smysl; Rech, 2003. (In Russ.)

6. Detskaia i podrostkovaia psikhiatriia. Klinicheskie lektsii dlia professionalov [Child and adolescent psychiatry. Clinical lectures for professionals] / ed. Iu. S. Shevchenko. M., 2011. (In Russ.)

7. Zavadenko N. N. Sindrom defitsita vnimaniia i giperaktivnosti: sovremennye printsipy diagnostiki i lecheniia [Attention deficit hyperactivity disorder: modern principles of diagnosis and treatment] // Vopr. sovrem. pediatrii [Issues of Modern Pediatrics]. 2014. Vol. 13, No. 4. P. 48–53. (In Russ.)

8. Kovalev V. V. Psikhiatriia detskogo vozrasta: rukovodstvo dlia vrachei [Childhood psychiatry: a guide for doctors]. M.: Medicine, 1979. 608 p. (In Russ.)

9. Kovalev V. V. Psikhiatriia detskogo vozrasta [Childhood psychiatry]. M.: Medicine, 1995. 560 p. (In Russ.)

10. Kovalev V. V. Semiotika i diagnostika psikhicheskikh zabolevanii u detei i podrostkov [Semiotics and diagnosis of mental illness in children and adolescents]. M., 1985. (In Russ.)

11. Krasnov V. N., Gurovich I. Ia. Klinicheskoe rukovodstvo. Modeli diagnostiki i lecheniia psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroistv [Clinical guidelines. Models for diagnosis and treatment of mental and behavioral disorders]. M.: Moscow Research Institute of Psychiatry of the Ministry of Health of Russia, 1999. 224 p. (In Russ.)

12. Lichko A. E. Podrostkovaia psikhiatriia: rukovodstvo dlia vrachei [Adolescent psychiatry: a guide for doctors]. 2nd ed., revised and expanded. L.: Medicine, 1985. 416 p. (In Russ.)

13. MKB-10. Mezhdunarodnaia klassifikatsiia boleznei (10-i peresmotr). Klassifikatsiia psikhicheskikh i povedencheskikh rasstroistv. Klinicheskie opisaniia i ukazaniia po diagnostike [ICD-10. International Classification of Diseases (10th revision). Classification of mental and behavioral disorders. Clinical descriptions and diagnostic guidelines] / eds. Iu. L. Nuller, S.Iu. Tsirkin. SPb.: Overlaid, 1994. 303 p. (In Russ.)

14. Noskov D. S., Poroikov V. V., Shikh E. V., Iasnetsov V. V. Deanola atseglumat (nooklerin): kliniko-farmakologicheskie aspekty i aktualnost primeneniia v lechebnoi praktike [Deanol aceglumate (nooclerin): clinical and pharmacological aspects and relevance of use in medical practice] // Zhurn. nevrol. i psikhiatr. [Journal of Neurology and Psychiatry]. 2013. No. 11. P. 97–99. (In Russ.)

15. Psikhiatriia detskogo i podrostkovogo vozrasta [Psychiatry of childhood and adolescence] / eds. K. Gillberg, L. Hellgren; translated from Swedish by Iu. A. Makkoveeva; under general editorship by P.I. Sidorov. M.: GEOTAR-MED, 2004. 544 p. (In Russ.)

16. Psikhiatriia: natsionalnoe rukovodstvo [Psychiatry: national guide] / ed. T. B. Dmitrieva. M.: GEOTAR-Media, 2009. (In Russ.)

17. Ratsionalnaia farmakoterapiia v psikhiatricheskoi praktike (Ser. «Ratsionalnaia farmakoterapiia»): rukovodstvo dlia praktikuiushchikh vrachei [Rational pharmacotherapy in psychiatric practice (Ser. «Rational pharmacotherapy»): a guide for practicing physicians] / under general editorship by Iu. A. Aleksandrovskii, N. G. Neznanov. M.: Litterra, 2014. 1080 p. (In Russ.)

18. Remshmidt H. Detskaia i podrostkovaia psikhiatriia [Child and adolescent psychiatry] / translated from German by T. N. Dmitrieva. M.: EKSMO-Press, 2001. 624 p. (In Russ.)

19. Sosiukalo O. D., Kashnikova A. A., Tatarova I. N. Psikhopatopodobnye ekvivalenty depressii u detei i podrostkov [Psychopathic equivalents of depression in children and adolescents] // Zhurn. nevropatol. i psikhiatr. [Journal of Neuropathology and Psychiatry]. 1983. No. 10. P. 1522–1526. (In Russ.)

20. Sukhareva G. E. Lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta [Lectures on childhood psychiatry]. M.: Medicine, 1974. 320 p. (In Russ.)

21. Sukhotina N. K., Konovalova. V. V., Kryzhanovskaia I. L., Kupriianova T. A. Effektivnost pantogama v sravnenii s platsebo pri lechenii giperkineticheskikh rasstroistv u detei [Efficacy of Pantogam in comparison with placebo in the treatment of hyperkinetic disorders in children] // Zhurn. nevrol. i psikhiatr. [Journal of Neurology and Psychiatry]. 2010. Vol. 110, No. 12. P. 24–28. (In Russ.)

22. Shevchenko Iu. S., Kirillina N. K., Zakharov N. P. Elektivnyi mutizm. Krasnorechivoe molchanie [Selective mutism. Eloquent silence]. М.: Rech, 2007. 336 p. (In Russ.)

Дата поступления рукописи в редакцию: 10.10.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 11.11.2023.

Date of receipt of manuscript at the editorial office: 10/10/2023.

Date of acceptance of the manuscript for publication: 11/11/2023

Неугомонные непоседы, ни минуты не сидящие на месте, которые, как кажется взрослым, находятся в плену ненасытной жажды движения, известны любому специалисту, работающему с детьми. Родители жалуются, что они непослушны, иногда просто неуправляемы, всё сносят на своем пути, игнорируя требования взрослых остановиться. Окружающие считают их плохо воспитанными. Бабушки и дедушки отказываются брать их на выходные. Они слабо поддаются социализации, плохо адаптируются к детскому саду, школе. Они — источник постоянных конфликтов и недоразумений в детском коллективе [1, 2].

Согласно международной классификации психических болезней 10-го пересмотра, подобные нарушения психики называют гиперкинетическим расстройством. В практике западных стран приняты термины «состояние с дефицитом внимания» и «гиперактивное расстройство». При этом акцент делается на том факте, что именно дефицит внимания является ключевым расстройством при детской гиперактивности.

В социуме распространяется точка зрения о том, что гиперактивные дети — новая проблема современного общества, «эпидемия» последнего десятилетия. Это не так. История этого синдрома достаточно длительная, уходит своими корнями к началу прошлого века, и его распространенность за последнее десятилетие, по-видимому, существенно не изменилась [3].

Психические нарушения у детей, соответствующие современным представлениям о состояниях с дефицитом внимания в качестве «болезненного дефекта морального контроля», были описаны еще в 1902 г. Тогда таких детей рассматривали как «моральных уродов», и в поисках причин возрастания их количества в обществе апеллировали к концепции Ламброзо. В 30–60-е гг. XIX столетия врачи начали предпринимать попытки реабилитировать гиперактивных детей и стали связывать расстройства с наличием минимальной мозговой дисфункции. Впрочем, представления о резидуальном органическом генезе расстройства также не нашли должного научного подтверждения. В конце 60-х гг. в клиническую практику были введены представления о «гиперкинетических реакциях детского возраста» [4].

Для Цитирования:
Максимочкина Ирина Анатольевна, Гиперкинетическое расстройство у детей: принципы диагностики и терапии. Справочник врача общей практики. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: