По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.7:613.86 DOI:10.33920/med-08-2010-06

Гигиеническое обоснование режима дня и недельной динамики работоспособности учащихся среднего звена

Л. Н. Маврина канд. биол. наук, старший научный сотрудник отдела медицины труда, ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека»; 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, д. 94; e-mail: Liana-1981@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0250-2683
Л. Н. Тимерьянова канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии, ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан»; 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мингажева, д. 120; e-mail: lilya_tyulpan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0340-1304

В статье представлены результаты исследования дневной и недельной динамики уровня умственной работоспособности учащихся средних классов. Цель работы — создание научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию режима дня учащихся среднего звена. Умственную работоспособность определяли методом хронометража урока и методом корректурной пробы (по таблицам В. Я. Анфимова). Анализ динамики умственной работоспособности учащихся среднего звена показал, что максимальная работоспособность выявлена в среду, к пятнице происходит резкое снижение работоспособности, что приводит к увеличению степени утомления учащихся. В первые три дня недели умственная работоспособность у большинства учащихся развивается по благоприятному типу. Вместе с тем введение в школьный режим дня динамических пауз положительно сказывается на сохранении у школьников умственной работоспособности. Полученные данные по результатам корректурного теста позволяют сделать вывод, что период устойчивой работоспособности приходится только на вторник и среду, с четверга работоспособность низкая, а к пятнице утомление развивается уже после первого урока.

Литература:

1. Введение в психологию. Под ред. П. Я. Гальперина. Ульяновск: Ульяновский Дом печати. 1997: 56–57.

2. Кучин Р. В., Нененко Н. Д., Мартюшева Е. В., Черницына Н. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа. Материалы 4-й международной научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей, учащейся молодежи и других категорий населения». Сургут. 2005: 101–103.

3. Черницына Н. В., Нененко Н. Д., Кучин Р. В., Калугин М. А. Динамика показателей утомления учащихся младшего звена общеобразовательной школы по результатам корректурной пробы. Материалы III международной научно-практической конференции «Состояние окружающей среды и здоровье населения». Курган. 2011: 72–73.

4. Медведева С. А. Здоровьесбережение как основополагающий фактор психофизического развития дошкольников. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 51 (6): 266–272.

5. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения. Вестник Росздравнадзора. 2013; 5: 17–24.

6. Степанова М. И., Березина Н. О., Сазанюк З. И. Особенности жизнедеятельности и состояния здоровья московских дошкольников. Российский педиатрический журнал. 2017; 20 (1): 44–47.

7. Сырцова М. А., Соломай Т. В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

8. Анисимова Н. В., Монахова Н. Е., Савина Л. Н. Гигиеническая регламентация оценки школьного расписания уроков. Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции учителей, посвященной 75-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского «Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе». Пенза: ПГУ. 2015: 252–257.

9. Звягина Н. В., Морозова Л. В. Возрастные особенности умственной работоспособности и внимания у детей и подростков города Архангельска. Новые исследования. 2011; 1 (26): 66–76.

10. Мякотных В. В., Ходасевич Л. С. Возрастная динамика умственной работоспособности при различных режимах двигательной активности. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2012; 3: 39–42.

1. Introduction to psychology. Edited by P. Ya. Galperin. Ulyanovsk: Ulyanovsk House of the press. 1997: 56–57. (in Russian)

2. Kuchin R. V., Nenenko N. D., martyusheva E. V., Chernitsyna N. V. Implementation of health-saving technologies in educational institutions of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug. Materials of the 4th International scientific and practical conference «Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitanija, ozdorovlenija detej, uchashhejsja molodezhi i drugih kategorij naselenija». Surgut. 2005: 101–103. (in Russian)

3. Chernitsyna N. V., Nenenko N. D., Kuchin R. V., Kalugin M. A. Dynamics of indicators of fatigue of students of the Junior level of secondary school according to the results of the proof-reading test. Materials of the III International scientific and practical conference «Sostojanie okruzhajushhej sredy i zdorov’e naselenija». Kurgan. 2011: 72–73. (in Russian)

4. Medvedeva S. A. Zdorovesberezhenie as a fundamental factor of psychophysical development of preschool children. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2016; 51 (6): 266–272. (in Russian)

5. Polunina N. V. State of children’s health in modern Russia Russia and ways to improve it. Vestnik Roszdravnadzora. 2013; 5: 17–24. (in Russian)

6. Stepanova M. I., Berezina N. O., Sazanyuk Z. I. Features of life and health of Moscow preschoolers. Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2017; 20 (1): 44–47. (in Russian)

7. Syrtsova M. A., Solomay T. V. Hygienic aspects of the restructuring of General education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach. (Sanitary doctor). 2016; 8: 38–42. (in Russian)

8. Anisimova N. V., Monakhova N. E., Savina L. N. Hygienic regulation of assessment of the school schedule of lessons. Materials of the VI Interregional scientific and practical conference of teachers dedicated to the 75th anniversary V. G. Belinsky pedagogical Institute «Aktual’nye problemy obuchenija fiziko-matematicheskim i estestvennonauchnym disciplinam v shkole i vuze». Penza: PSU. 2015: 252–

257. (in Russian)

9. Zvyagina N. V., Morozova L. V. Age-related features of mental performance of attention in children and adolescents of the city of Arkhangelsk. Novye issledovanija. 2011; 1 (26): 66–76. (in Russian)

10. Myakotnykh V. V., Khodasevich L. S. Age dynamics of mental performance in various modes of motor activity. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoj fizicheskoj kul’tury. 2012; 3: 39–42. (in Russian)

В последнее время проблема сохранения, укрепления, а также развития умственной работоспособности приобретает большое значение в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Модернизация учебных программ, возрастающий объем информации, разнообразные технические средства обучения — всё это ведет к повышению умственной деятельности и создает давление на нервно-психические функции учащихся [1]. Современный прогресс несет не только положительное в жизнь учащихся, но и сопровождается негативными тенденциями, самая главная из которых — ухудшение здоровья. Настоящее поколение детей страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата, снижением иммунитета, зрения, нервно-психическими отклонениями и др. [2–5].

Одной из причин возникновения и развития различных заболеваний у современного поколения школьников является умственное переутомление. Так как учащийся в школе проводит большую часть своего времени, данное явление может быть вовремя замечено педагогами и ликвидировано с помощью физических упражнений, релаксации, прогулки на свежем воздухе и т. п. [6].

Контролировать и регулировать процесс умственной работоспособности ребенка должен учитель, так как от решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности [7].

Одним из главных показателей активного функционального состояния психики служит умственная работоспособность, которая интегрирует основные свойства психики — восприятие, внимание, память и др.

Оценка умственной работоспособности ученика очень важна как для выявления персональных индивидуальных особенностей школьников, так и для контроля за функциональным состоянием центральной нервной системы (ЦНС) ребенка.

В 5–6 классах осуществляется переход из начального звена в среднее, поэтому этот период школьной жизни является наиболее сложным.

Цель работы — изучение динамики развития умственной работоспособности учащихся 5 и 6 классов для создания научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию режима дня учащихся среднего звена.

Для Цитирования:
Л. Н. Маврина, Л. Н. Тимерьянова, Гигиеническое обоснование режима дня и недельной динамики работоспособности учащихся среднего звена. Санитарный врач. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: