В последнее время проблема сохранения, укрепления, а также развития умственной работоспособности приобретает большое значение в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Модернизация учебных программ, возрастающий объем информации, разнообразные технические средства обучения — всё это ведет к повышению умственной деятельности и создает давление на нервно-психические функции учащихся [1]. Современный прогресс несет не только положительное в жизнь учащихся, но и сопровождается негативными тенденциями, самая главная из которых — ухудшение здоровья. Настоящее поколение детей страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата, снижением иммунитета, зрения, нервно-психическими отклонениями и др. [2–5].
Одной из причин возникновения и развития различных заболеваний у современного поколения школьников является умственное переутомление. Так как учащийся в школе проводит большую часть своего времени, данное явление может быть вовремя замечено педагогами и ликвидировано с помощью физических упражнений, релаксации, прогулки на свежем воздухе и т. п. [6].
Контролировать и регулировать процесс умственной работоспособности ребенка должен учитель, так как от решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности [7].
Одним из главных показателей активного функционального состояния психики служит умственная работоспособность, которая интегрирует основные свойства психики — восприятие, внимание, память и др.
Оценка умственной работоспособности ученика очень важна как для выявления персональных индивидуальных особенностей школьников, так и для контроля за функциональным состоянием центральной нервной системы (ЦНС) ребенка.
В 5–6 классах осуществляется переход из начального звена в среднее, поэтому этот период школьной жизни является наиболее сложным.
Цель работы — изучение динамики развития умственной работоспособности учащихся 5 и 6 классов для создания научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию режима дня учащихся среднего звена.