По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2004-08

Гигиеническая оценка обучения в Ресурсном центре «Сеченовский медицинский предуниверсарий»

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2; младший научный сотрудник, федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, e-mail: tikashkina_o_v@student.sechenov.ru

Целью исследования была гигиеническая оценка технологии обучения в Ресурсном центре «Сеченовский медицинский предуниверсарий». Материалы и методы. В данном исследовании приняли участие 136 учащихся Ресурсного центра. Проведены следующие исследования: санитарно-гигиенические и физиологические. Результаты. Недельная учебная нагрузка превышена, наибольшая нагрузка приходится на четверг, но при этом сохраняются облегченные дни в понедельник и пятницу, не предусмотрено чередование учебных занятий в соответствии с трудностью предмета. Критическая частота мельканий и данные теста «реакция на движущийся объект» учащихся до и после уроков в динамике недели была достаточно стабильной, что отражает хорошее и стабильное функциональное состояние нервной системы, ее активность, готовность к действию, уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Литература:

1. Гришина Ю. В. Специфика довузовского компонента непрерывного образования: опыт определения и реализации. Непрерывное образование: XXI век. 2017; 1 (17): 41-51.

2. Миннибаев Т. Ш., Тимошенко K. T., Гончарова Г. А. Бюджет времени, успеваемость, и адаптация учащихся профильных классов «школа-вуз». Гигиена и санитария. 2012; 2 (91): 67-69.

3. Степанова М. И., Седова А. С. Профильное обучение старшеклассников как гигиеническая проблема. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 8 (197): 30-31.

4. Миннибаев Т. Ш., Тимошенко К. Т., Рапопорт И. К. Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах и состояние здоровья учащихся. Здоровье населения и среда обитания. 2010; 5 (206): 4-7.

5. Пивоваров Ю. П., Овчинникова З. А., Шеина Н. И. Изучение образа жизни учащихся медико-биологических классов города Москвы. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 3 (264): 13-15.

6. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Текшева Л. М., Степанова М. И., Сазанюк З. И. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах. Гигиена и санитария. 2013; 5: 27-31.

7. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Сахаров В. Г. Сравнительный анализ психофизиологического развития подростков. Российский педиатрический журнал. 2015; 2: 23-27.

8. Сетко И. М., Сетко Н. П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания. Оренбургский медицинский вестник. 2018. 2 (22): 4-13.

9. Степанова М. И., Сазанюк З. И., Поленова М. А., Уланова С. А., Лашнева И. П., Березина Н. О., Лапонова Е. Д., Воронова Б. З., Александрова И. Э., Седова А. С. Возможности педагогических технологий в снижении утомительности учебного процесса. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012; 26 (2): 64-57.

10. Рапопорт И. К., Степанов С. Ю., Панина О. С., Рябова И. В., Соколова С. Б., Поленова М. А. Оценка здоровьесберегающего потенциала биместровой модели организации учебного года в школе. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 8 (269): 13-16.

11. H.-R. Lai, W.-L. Chou, N-F. Miao, et al. A Comparison of Actual and Preferred Classroom Environments as Perceived dy Middle School Students. Joumal of School Health. 2015; 85: 388-397. DOI: 10.1111/josh.12263

12. Самохин И. С., Соколова Н. Л., Сергеева М. Г. Результативность и комфортность обучения как основные критерии его успешности. Научный диалог. 2016; 5 (53): 234-253.

1. Grishina Yu. V. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek (Lifelong learning: XXI century). 2017; 1 (17): 41-51.

2. Minnibaev T. Sh., Timoshenko K. T., Goncharova G. A. Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2012; 2(91): 67-69.

3. Stepanova M.I., Sedova A.S. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya (Public Health and Life Environment). 2009; 8(197): 30-31.

4. Minnibaev T. Sh., Timoshenko K.T., Rapoport I. K. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya (Public Health and Life Environment). 2010; 5 (206): 4-7.

5. Pivovarov Yu. P., Ovchinnikova Z.A., Sheina N. I. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya (Public Health and Life Environment). 2015; 3 (264):13-15.

6. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Teksheva L.M., Stepanova M. I., Sazanyuk Z.I. Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2013; 5:27-31.

7. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Nadezhdin D.S., Sakharov V.G. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2015; 2: 23-27

8. Setko I.M., Setko N.P. Orenburgskiy meditsinskiy vestnik (Orenburg Medical Herald). 2018. №2 (22):4-13.

9. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Ulanova S.A., Lashneva I.P., Berezina N.O., Laponova E.D., Voronova B.Z., Aleksandrova I.E., Sedova A.S. Meditsinskiy vestnik Severnogo Kavkaza (Medical News of the North Caucasus). 2012; 26(2): 64-57.

10. Rapoport I.K., Stepanov S.Yu., Panina O.S., Ryabova I.V., Sokolova S.B., Polenova M.A. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya (Public Health and Life Environment).. 2015; 8(269):13-16.

11. Lai H.R., Chou W.L., Miao N.F., Wu Y.-P., Jwo J.-C. A Comparison of Actual and Preferred Classroom Environments as Perceived by Middle School Students. Journal of School Health. 2015; 85:388–397. Available at: DOI: 10.1111/josh.12263

12. Samokhin I.S., Sokolova N.L., Sergeeva M.G. Nauchnyj dialog [Scientific dialogue]. 2016; 5(53): 234-253.

Conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.

Funding. The study had no funding.

For correspondence: Tikashkina O.V., e-mail: tikashkina_o_v@student.sechenov.ru.

Information about author: Tikashkina O.V., https://orcid.org/0000-0003-0635-075X

В современных социально-экономических условиях общество предъявляет высокие требования к знаниям, навыкам и умениям выпускников и молодых специалистов. Прежние модели обучения уже не могут в должной степени удовлетворить эти требования, а также склонности и способности учащихся. В связи с этим происходит интенсификация учебной деятельности и процесс ее профилизации уже в средней школе. В течение последних четырех десятилетий понятие «непрерывное образование» (lifelong learning) является основополагающей целью политики России в сфере образования как на национальном, так и международном уровнях [1].

Повышение качества медицинской помощи и развитие системы непрерывного медицинского образования являются приоритетными направлениями здравоохранения и медицинского образования. При этом в отечественной литературе имеются лишь единичные работы по оценке здоровья учащихся профильных классов [2, 3], в том числе медико-биологических [4, 5]. Практически отсутствуют сведения об умственной работоспособности в условиях гигиенической оценки эффективности и безопасности системы довузовской подготовки и требует изучения с целью разработки гигиенических рекомендаций.

На базе Сеченовского университета, имеющего более 30-летний опыт работы с медицинскими классами, с целью развития непрерывного медицинского образования на довузовском этапе в 2016 г. было создано новое подразделение — Ресурсный центр «Сеченовский медицинский предуниверсарий». В рамках обучения школьники получают не только знания школьной программы, предусмотренными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), но и предпрофессиональную подготовку, необходимую для формирования важных качеств будущего врача-исследователя, которые в полной мере бы соответствовали требованиям вуза, современной потребности рынка труда и качеству подготовки специалиста в формате овладения специальными навыками.

Для Цитирования:
, Гигиеническая оценка обучения в Ресурсном центре «Сеченовский медицинский предуниверсарий». Санитарный врач. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: