По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6:61:378:159.9 DOI:10.33920/med-08-2010-02

Гигиеническая оценка напряженности трудового процесса и эмоционального состояния профессорско-преподавательского состава медицинского вуза

Е. Б. Анищенко канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: e-b-1979@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0152-284X
Л. В. Транковская д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: trankovskaya@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4883-4525
А. А. Важенина старший преподаватель кафедры гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: antonina2179@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5584-4900
И. Р. Мирошниченко студент 5 курса, обучающийся по специальности «медико-профилактическое дело», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 690002, Приморский край, г. Владивосток, пр-т Острякова, д. 2; e-mail: ivan1998mi@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-4905-8655

Состояние здоровья сотрудников профессорско-преподавательского состава вуза влияет на качество образовательного процесса в учебном заведении и, как следствие, на формирование профессиональных компетенций будущих выпускников. Известно, что работники сфер образования и здравоохранения больше других подвержены стрессу, гиподинамии и, как следствие, профессиональному (эмоциональному) выгоранию. Настоящее исследование посвящено изучению самочувствия, активности, настроения, профессионального (эмоционального) выгорания профессорско-преподавательского состава медицинского вуза, оценке напряженности их трудового процесса, профессионального риска. Изучение самочувствия, активности, настроения, профессионального (эмоционального) выгорания проведено с помощью анкетного опроса по известным методикам. Оценка напряженности трудового процесса проведена согласно Руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников, оценка категорий профессионального риска — Руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников, а также с использованием матрицы последствий и вероятностей по ГОСТ «Менеджмент риска. Технологии оценки риска». Установлено, что условия труда профессорско-преподавательского состава медицинского вуза напряженные 2 степени. Оценка функционального эмоционального состояния показала, что у профессорско-преподавательского состава медицинского вуза наблюдается эмоциональное выгорание средней степени на фоне высокого уровня психоэмоционального истощения. Показатели самочувствия и настроения имеют высокие (благоприятные) уровни, показатель активности, напротив, имеет низкое (неблагоприятное) значение, предположительно на фоне нарастающего утомления работников. Профессиональный риск здоровью работников — средний (существенный), класс риска по тяжести возможных последствий идентифицированных опасных событий — средний (Т3), вероятность проявления последствий опасного события — высокая (В4), класс риска — средний (С12).

Литература:

1. Салехов С. А., Максимюк Н. Н., Салехова М. П. Влияние гиподинамии на развитие соматопсихических нарушений. Вестник НовГУ. 2016; 6 (97): 124–126.

2. Di Martino V. First results of an international study of preventive anti-stress programmes. Geneva: ILO.1992.

3. Шишова А. В., Жданова Л. А. Перспективные направления стандартизации работы медицинского персонала образовательных учреждений. Тихоокеанский медицинский журнал. 2009; 4 (38): 70–74.

4. Медведев В. И., Аверьянов В. С., Айдаралиев А. А. Физиология трудовой деятельности. Основы современной физиологии. СПб.: Наука. 1993: 528.

5. Чурганов О. А., Медведев Д. С., Щуров А. Г., Бондарев С. А. Психофизиологическая характеристика и оценка напряженности управленческого труда в высшем учебном заведении с позиций риска профессиональному здоровью. Современные проблемы науки и образования. 2016; 5. URL:https://www.science-education.ru/ru/ article/view?id = 25232 (дата обращения: 19.06.2020).

6. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания. Вопросы психологии. 2005; 2: 94–104.

7. Домрачева С. А. Изучение эмоционального выгорания педагогов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; 71–75. URL: https://e-koncept.ru/2015/95166.htm (дата обращения: 23.06.2020).

8. Федоров Б. М. Стресс и система кровообращения. М.: Медицина. 1991: 319.

9. Горблянский Ю. Ю., Понамарева О. П., Конторович Е. П., Волынская Е. И. Современные представления о профессиональном выгорании в медицине труда. Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60 (4): 244–249.

10. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕДпресс-информ. 2015: 256.

11. Бондарев С. А., Василенко В. С. Заболеваемость сердечно-сосудистой системы у лиц, испытывающих хроническое профессиональное психоэмоциональное перенапряжение. Ученые зап. СПБГМУ им. Акад. И. П. Павлова. 2012; 19 (1): 54–58.

12. Навакатикян А. О., Крыжановская В. В., Кальниш В. В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев: Здоровье. 1987: 150.

13. Джаппуева Т. И., Тимошенко Т. В. Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов. АНИ: педагогика и психология. 2016; 5 (15): 215–217.

14. Цачева Н., Любомирова К., Табанска М. Сравнительный анализ влияния условий труда на учителей и статус педагогических работников в системе образования Болгарии. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013; 1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-vliyaniya-usloviy-truda-na-uchiteley-istatus-pedagogicheskih-rabotnikov-v-sisteme-obrazovaniya-bolgarii (дата обращения: 22.06.2020).

15. Толмачев Д. А. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и условий труда преподавателей медицинского вуза. Вестник ИвГМА. 2012; 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-gigienicheskayaharakteristika-obraza-zhizni-i-usloviy-truda-prepodavateley-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 23.06.2020).

1. Salekhov S. A., Maksimiuk N. N., Salekhova M. P. Infl uence of physical inactivity on development of somatopsychic disorders. Vestnik NovGU. 2016; 6 (97): 124–126. (in Russian)

2. Di Martino V. First results of an international study of preventive anti-stress programmes. Geneva: ILO.1992.

3. Shishova A. V., Zhdanova L. A. Upcoming trends for work standards applied by medical personnel in educational institutions. Tihookeanskij medicinskij zhurnal (Pacifi c medical journal). 2009; 4 (38): 70–74. (in Russian)

4. Medvedev V. I., Aver’yanov V. S., Ajdaraliev A. A. Physiology of Labour Activities. St. Petersburg: Nauka. 1993. (in Russian)

5. Churganov O. A., Medvedev D. S., Schurov A. G., Bondarev S. A. Psychophysiological characteristics and the assessment of the intensity of administrative work in higher education with positions risk occupational health. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Elektronnyj nauchnyj zhurnal] (Modern problems of science and education) [Electronic scientifi c journal]. 2016; 5. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id = 25232 (accessed 19 June 2020).

6. Borisova M. V. Psychological determinants of emotional burnout in teachers. Voprosy Psychologii. 2015; 2: 96–103. (in Russian)

7. Domracheva S. A. Studying the emotional burnout of teachers. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» (Scientifi c-methodological electronic journal «Koncept»). 2015; 71–75. Available at: https://e-koncept. ru/2015/95166.htm (accessed 23 June 2020).

8. Fedorov B. M. Stress and the circulatory system. Moscow: Medicine. 1991. (in Russian)

9. Gorblyanskyi Y. Y., Ponamarevai O. P., Kontorovichi E. P., Volynskaya E. I. Modern concepts of professional burnout in occupational medicine. Medicina truda i promyshlennaya ekologiya (Russian journal of occupational health and industrial ecology) 2020; 4 (60): 244–249. (in Russian)

10. Chutko L. S., Kozina N. V. Burnout Syndrome. Clinical and psychological aspects. Moscow: MEDpress-inform. 2015. (in Russian)

11. Vasilenko V. S., Bondarev S. A. Coronary heart disease risk factors in people working under constant professional psychoemotional strain. Uchenye zapiski SPbGMU im. akad. I. P. Pavlova (The scientifi c notes of the Pavlov University). 2012; 19 (1): 54–58. (in Russian)

12. Navakatikyan A. O., Kryzhanovskaya V. V., Kal’nish V. V. Physiology and mental health. Kiev: Zdorov’e. 1987. (in Russian)

13. Dzhappueva T. I., Timoshenko T. V. Study level of emotional burnout teachers. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya (Azimuth of scientifi c research: pedagogy and psychology). 2016; 5 (2): 215–217. (in Russian)

14. Cacheva N., Lyubomirova K., Tabanska M. Comparative analysis of the impact of working conditions on teachers and the status of pedagogical workers in the Bulgarian education system. Vestnik po pedagogike i psihologii Yuzhnoj Sibiri [Elektronnyj nauchnyj zhurnal] (Vestn. pedagog. psihol. Uzn. Sib.) [Electronic scientifi c journal]. 2013; 1–2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-vliyaniya-usloviy-truda-na-uchiteley-i-status-pedagogicheskih-rabotnikov-v-sisteme-obrazovaniya-bolgarii (accessed 22 June 2020).

15. Tolmachev D. A. Social hygienic characteristics of mode of life and conditions of work in instructors of medical university. Vestnik Ivanovskoj medicinskoj akademii (Bulletin of the Ivanovo state medical academy). 2012; 17 (2): 9–11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-gigienicheskaya-harakteristika-obraza-zhizni-i-usloviy-trudaprepodavateley-meditsinskogo-vuza (accessed 23 June 2020).

Забота о здоровье работающего населения является важной стратегической задачей общества и государства. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики в 2020 г. численность занятой рабочей силы составляет 64,4 % от всего населения Российской Федерации, из них 9,5 % трудятся в сфере образования, 5,8 % в сфере здравоохранения. Профессорско-преподавательский состав медицинских вузов, безусловно, должен являться образцом подражания в поведении и отношении к своему здоровью. Однако многочисленные исследования отмечают низкое физическое и психическое здоровье педагогических работников. Следует отметить, что профессорско-преподавательский состав медицинских вузов осуществляет свою трудовую деятельность одновременно в двух сферах: здравоохранения и образования, несет большую непосредственную ответственность за качество подготовки будущих врачей и опосредованную ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Согласно литературным данным ведущими факторами риска состояния здоровья педагогических и медицинских работников являются интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, которые нередко сочетаются с гиподинамией. Салехов С. А. и соавторы выявили, что стремительно растущая в последние годы информационная нагрузка и психическое напряжение в комплексе с гипокинезией способствуют нейроинтоксикации и недостатку кислорода в крови (гипоксии), что, в свою очередь, содействует дисбалансу и переутомлению функциональных возможностей центральной нервной системы (ЦНС) [1–3].

В практической деятельности появляются такие моменты, когда профессионал ощущает усталость, бессилие, опустошение. Всё это говорит о его профессиональном выгорании, которое возникает в связи с тем, что специалист не справляется с рабочей ситуацией и у него отсутствует мотивация для дальнейшего профессионального роста. Профессиональное выгорание — это устойчивая совокупность ряда симптомов, формирующихся в условиях хронического стресса, который приводит к исчерпыванию духовных и личностных сил работника [4, 5].

Для Цитирования:
Е. Б. Анищенко, Л. В. Транковская, А. А. Важенина, И. Р. Мирошниченко, Гигиеническая оценка напряженности трудового процесса и эмоционального состояния профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Санитарный врач. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: