На сегодняшний день требования к маркировке детских игрушек устанавливает Технический регламент Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек» (решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798) (далее — ТР ТС). Согласно действующим нормативно-правовым актам каждая детская игрушка должна иметь маркировку установленного образца [1, 2]. Маркировка информирует потребителя о стране-производителе, материале, из которого изготовлена игрушка, минимальном безопасном возрасте ребенка, o том, что данная игрушка прошла все установленные процедуры подтверждения соответствия и соответствует всем требованиям, которые распространяются на данную продукцию. Также маркировка содержит сведения о мерах безопасности при обращении с данной игрушкой, способах гигиенической обработки и т. д.
Отсутствие на игрушке маркировки, отвечающей требованиям санитарного законодательства, чаще всего свидетельствует о том, что данный продукт является фaльсифицировaнным или контрафактным, следовательно, может нести в себе опасность для жизни и здоровья конечных потребителей — детей.
По оценкам экспертов детские игрушки входят в тройку самых распространенных в России подделок [4–8]. За последние несколько лет основными причинами изъятия игрушек из оборота явились отсутствие документов, подтверждающих их качество и безопасность, нарушение требований по маркировке, несоответствие игрушек требованиям безопасности по санитарно-химическим, токсикологическим и звуковым показателям [4–8].
Целью нашего исследования явилось подтверждение соответствия маркировки детских игрушек, реализуемых на различных торговых площадках Санкт-Петербурга, гигиеническим требованиям и разработка рекомендаций.
В ходе работы на основании ТР ТС был разработан протокол регистрации учетных признаков маркировки детских игрушек. Производилась фотофиксация образцов игрушек, реализуемых на различных торговых площадках Санкт-Петербурга, с последующим анализом маркировки и внесением результатов в протокол регистрации учетных признаков. Выбор образцов игрушек для анализа производился в случайном порядке. Полученные данные вносились в базу данных с последующей статистической обработкой. Было проанализировано 140 образцов игрушек, из них 52 образца — из крупных сетевых магазинов, 55 — из точек мелкорозничной торговли, 33 — из системы интернет-заказов из Китая.