По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.644 DOI:10.33920/med-08-1911-02

Гигиеническая характеристика условий и характера труда членов лётных экипажей гражданской авиации

Аденинская Елена Евгеньевна канд. мед. наук, руководитель научно-исследовательского центра профпатологии и гигиены труда гражданской авиации, ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации», г. Москва, Е-mail: loruna@gmail.com
Забродина Наталья Борисовна д-р мед. наук, главный врач, ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации», г. Москва, Е-mail: nbzabrodina@gmail.com
Симонова Надежда Ивановна д-р мед. наук, профессор, директор департамента по науке, ЗАО «Клинский институт охраны и условий труда», г. Клин, Московская обл., Е-mail: simonovani@yandex.ru

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — официальная процедура инструментальных измерений уровней воздействия вредных факторов на рабочем месте, которая проводится в России с 2014 г. в соответствии с федеральным законом № 426-ФЗ. Проанализированы результаты СОУТ на 3052 рабочих местах членов лётных экипажей в 191 организации гражданской авиации Российской Федерации. Показано, что общая вибрация и тяжесть труда не являются гигиенически значимыми вредными факторами. По уровню шума не менее 60 % всех рабочих мест членов лётных экипажей не представляют опасности для развития нарушений слуха вследствие воздействия шума. Выявлена высокая сходимость результатов оценки внутрикабинного шума в процессе специальной оценки условий труда с данными технической документации к воздушному судну.

Литература:

1. Evans, S. The annual incapacitation rate of commercial pilots / S. Evans, S. A. Radcliffe // Aviat. Space Environ. Med. — 2012. — Vol. 83. — P. 42–9.

2. Impact of daily noise exposure monitoring on occupational noise exposures in manufacturing workers / M. F. McTague, D. Galusha, C. Dixon-Ernst [et al.] // Int. J. Audiol. — 2013. — Vol. 52. — P. S3 — S8.

3. Lewis, R. C. Estimation of permanent noise-induced hearing loss in an urban setting / R. C. Lewis, R. R. Gershon, R. L. Neitzel // Environ. Sci. Technol. — 2013. — Vol. 47. — P. 6393–9.

4. Raynal, M. Hearing in military pilots: one-time audiometry in pilots of fi ghters, transports, and helicopters / M. Raynal, M. Kossowski, A. Job // Aviat. Space Environ. Med. — 2006. — Vol. 77. — P. 57–61.

5. Seidman, M. D. Noise and quality of life / M. D. Seidman, R. T. Standring // Int. J. Environ. Res. Publ. Health. — 2010. — Vol. 7. — P. 3730–38.

6. Sensorineural hearing loss of noise in members of aviation club of Larissa (Greece) / E. Gerostergiou, I. Tsitiridis, D. Batzakakis [et al.] // Hippokratia. — 2008. — Vol. 12, Suppl. 1. — P. 59–63.

7. The global burden of occupational noise-induced hearing loss / D. I. Nelson, R. Y. Nelson, M. ConchaBarrientos, M. Fingerhut // Am. J. Ind. Med. — 2005. — Vol. 48. — P. 446–58.

8. Wagstaff , A. S. Hearing loss in civilian airline and helicopter pilots compared to air traffic control personnel / A. S. Wagstaff , P. Arva // Aviat. Space Environ. Med. — 2009. — Vol. 80. — P. 857–61.

К настоящему времени в Российской Федерации (РФ) сформировалось противоречие с экономически развитыми странами в отношении высокой частоты выявления потери слуха, вызванной шумом (ПСВШ), у членов лётных экипажей гражданской авиации (ГА) на фоне отсутствия корреляции между фактическими уровнями шума в кабинах воздушных судов (ВС) и показателями заболеваемости [1, 4, 6, 8].

Так, по данным врачебно-лётных экспертных комиссий (ВЛЭК) за 2015 и 2016 гг., среди всех признанных негодными к выполнению лётной работы членов лётных экипажей диагноз «двусторонняя сенсоневральная тугоухость» имеют 85 % работников, причем более чем в 90 % случаев заболевание признается профессиональным.

Для установления связи заболевания с профессией необходима идентификация на рабочем месте вредного фактора, способного индуцировать соответствующее заболевание. При этом чем выше уровень воздействия фактора, тем с большей вероятностью и в более ранние сроки может возникнуть заболевание. В отношении ПСВШ таковым фактором является шум на рабочем месте. Уровень производственного шума, равный 80 дБ, является теоретическим минимальным, не приводящим к повышению риска развития потери слуха [2, 7].

В России сформировалось неподтвержденное научными исследованиями мнение о том, что у лётного состава страны, даже при отсутствии вредных условий труда по фактору «шум», возможно развитие «шумовых» изменений слуха на фоне влияния на организм работника напряженности, тяжести труда, неблагоприятного микроклимата и иных факторов.

В то же время результаты эпидемиологических исследований доказывают с высокой степенью достоверности, что причиной развития ПСВШ может являться только воздействие производственного шума, уровень которого превышает утвержденный гигиенический норматив, разработанный с целью защиты слуха [1, 3]. Никакие другие факторы производственной среды не вызывают развития ПСВШ.

Таким образом, ситуация с выявлением ДСНТ и признанием ее профессиональной этиологии, причем преимущественно у работников современных воздушных судов с допустимым уровнем шума, требует углубленного исследования факторов риска ее развития и, прежде всего, четкой идентификации на рабочем месте специфического вредного фактора.

Для Цитирования:
Аденинская Елена Евгеньевна, Забродина Наталья Борисовна, Симонова Надежда Ивановна, Гигиеническая характеристика условий и характера труда членов лётных экипажей гражданской авиации. Санитарный врач. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: