Активная трансформация из традиционной формы обучения в цифровую образовательную среду системы высшего профессионального образования сформировала для студентов новые риски их здоровью [1–3]. В учебном процессе у студентов активное использование электронных учебно-методических комплексов стало основой формирования статического стресса и высокой нагрузки на зрительный анализатор, способствующих формированию миопии [4, 5].
Цель исследования: провести гигиеническую оценку факторов риска нарушения зрения у студентов медицинского вуза.
Гигиеническая оценка напряженности учебного процесса выполнена по методике В.Р. Кучмы, Е.А. Ткачук, Н.В. Ефимовой (2015) с определением класса напряженности интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных нагрузок, режима и монотонности учебного труда. Для уточнения уровня зрительной нагрузки в учебное и неучебное время у 1000 студентов проведена анкетным методом оценка частоты и продолжительности использования электронных и печатных средств получения информации по опроснику Н.П. Сетко с соавт. (2016).
Условия обучения студентов исследованы путем проведения гигиенической оценки естественного освещения по показателям светового коэффициента (СК), коэффициента естественного освещения (КЕО), уровню и равномерности искусственного освещения (лк). Для определения риска нарушения угла зрения у студентов в учебных помещениях проведена гигиеническая оценка рациональности расстановки учебной мебели путем регистрации расстояния от доски и мультипроекторного экрана до первого и последнего ряда учебных мест; а также фиксировался уровень подвеса учебной доски и экрана. Оценка эргономических параметров мебели проведена путем определения соответствия росту студентов размеров мебели в соответствии с ГОСТом 11015–93, ГОСТом 11016.
Для уточнения роли различных факторов неучебной деятельности в формировании миопии у студентов исследован образ жизни по опроснику, разработанному сотрудниками кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России.