По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95 DOI:10.33920/med-08-2102-04

Гигиеническая характеристика факторов риска нарушения зрения у студентов

Сетко Нина Павловна д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой профилактической медицины, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 6; https://orcid.org/0000-0001-6698-2164, e-mail: nina.setko@gmail.ru
Коршунова Раиса Викторовна ассистент кафедры профилактической медицины, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; 460000, г. Оренбург, ул. Советская, д. 6; https://orcid.org/0000-0003-2936-031X, e-mail:raya.pashinina@yandex.ru

Активная трансформация из традиционной формы обучения в цифровую образовательную среду системы высшего профессионального образования сформировала для студентов новые риски их здоровью. В статье представлены результаты гигиенической оценки факторов внутриуниверситетской среды, организации учебного процесса и образа жизни в учебное и неучебное время. Установлено, что приоритетными неблагоприятными факторами, ассоциированными со зрением, являются высокий уровень учебных зрительных и интеллектуальных нагрузок, напряженность учебного процесса, которые формируются преимущественно за счет сенсорных нагрузок, низкий уровень естественного и искусственного освещения, несоответствие расстановки учебной мебели гигиеническим требованиям в кабинетах практических занятий и лекционных аудиториях; а также высокие зрительные нагрузки у студентов вне учебного времени при подготовке к занятиям более четырех часов с использованием компьютеров, электронных гаджетов, посещение социальных сетей через мобильные телефоны более пяти раз в сутки (средняя продолжительность одного сеанса в Интернете составляет у каждого третьего студента от 5 до 10 минут; 38,1 % студентов тратили на один сеанс нахождения в Интернете от 30 до 60 минут), игры на различных гаджетах и компьютере на фоне дефицита ночного сна, прогулок на открытом воздухе, низкой двигательной активности и приверженности курению и употреблению алкоголя. Выявленные факторы риска, ассоциированные со зрением студентов, определили высокий уровень распространенности миопии среди обследуемых, которая составила 295 случаев на 1000 обследованных.

Литература:

1. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; 95 (12): 1183–1188.

2. Agarwal S., Goel D., Sharma A. Evaluation of the Factors which Contribute to the Ocular Complaints in Computer Users. J Clin Diagn Res. 2013; 7 (2): 331–335.

3. Harris C., Straker L., Pollock C. Thein fluence of age, gender and other information technology use on young people’s computer useat school and home. Work. 2013; 44 (1): 61–71.

4. Лемберанская А. З. Состояние офтальмологической обращаемости школьников и их родителей по поводу близорукости. Свiт медицини та биологii. 2013: 67–69.

5. Пац Н. В., Илбуть В. А., Марцинкевич Д. Н. Профилактика рисков снижения зрения у студенческой молодежи при использовании электронной литературы. Сибирский Вестник специального образования. 2016; 3: 31–36.

6. Долин Е. В., Звездина И. В., Надеждин Д. С. Сравнительная гигиеническая оценка условий освещения люминесцентными лампами и светодиодными источниками света. Светотехника. 2011; 1: 48–53.

7. Кучма В. Р., Ткачук Е. А. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания. Гигиена и санитария. 2015; 7: 16–20.

8. Pan C., Ramamurthy D., Saw S. World wide prevalence and risk factors for myopia. Ophtalmic & physiological optics. 2012; 32 (1): 3–16.

9. Saxena R., Vashist P., Menon V. Is myopia a public health problem in India? Indian J Community Med. 2013; 38 (2): 83–85.

10. Кучма В. Р., Текшева Л. М., Вятлева О. А., Курганский А. М. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера). Гигиена и санитария. 2013;1: 22–26.

11. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y., Yokota S., Kotozaki Y., Nouchi R., Kowashima R. The Impact of Television Viewing on Brain Structures: Cross-Sectional and Longitudional Analyses. Cereb. Cortex. 2015; 25 (5): 1188–1197.

1. Kuchma V. R., Tkachuk E. A., Tarmaeva I.Yu. Psychophysiological state of children in the conditions of Informatization of their life activity and intensification of education. Gigiena I sanitariya (Hygiene and sanitation). 2016; 95 (12): 1183–1188. (in Russian)

2. Agarwal S., Goel D., Sharma A. Evaluation of the Factors which Contribute to the Ocular Complaints in Computer Users. J Clin Diagn Res. 2013; 7 (2): 331–335.

3. Harris C., Straker L., Pollock C. The influence of age, gender and other information technology use on young people’s computer use at school and home. Work. 2013; 44 (1): 61–71.

4. Lemberanskaya A. Z. State of ophthalmological appeal of schoolchildren and their parents about myopia. World medicine that Biolog. 2013: 67–69. (in Russian)

5. Pats N.V., Ilbut V. A., Martsinkevich D. N. Prevention of vision loss risks in students when using electronic literature. Sibirskiy vestnik specialnogo obrazovaniya (Siberian Bulletin of special education). 2016; 3: 31–36. (in Russian)

6. Dolin E.V., Zvezdina I.V., Nadezhdin D. S. Comparative hygienic assessment of lighting conditions with fluorescent lamps and LED light sources. Svetotehnika (Lighting equipment). 2011; 1: 48–53. (in Russian)

7. Kuchma V. R., Tkachuk E. A. Hygienic assessment of Informatization of education and upbringing. Gigiena I sanitariya (Hygiene and sanitation). 2015; 7: 16–20. (in Russian)

8. Pan C., Ramamurthy D., Saw S. World wide prevalence and risk factors for myopia. Ophtalmic& physiological optics. 2012; 32 (1): 3–16.

9. Saxena R., Vashist P., Menon V. Is myopia a public health problem in India? Indian J Community Med. 2013; 38 (2): 83–85.

10. Kuchma V. R., Teksheva L. M., Vyatleva O. A., Kurgansky A. M. Physiological and hygienic assessment of information perception from an electronic reading device (reader). Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2013; 1: 22–26. (in Russian)

11. Takeuchi H., Taki Y., Hashizume H., Asano K., Asano M., Sassa Y., Yokota S., Kotozaki Y., Nouchi R., Kowashima R. The Impact of Television Viewing on Brain Structures: Cross-Sectional and Longitudional Analyses.Cereb. Cortex. 2015; 25 (5): 1188–1197.

Активная трансформация из традиционной формы обучения в цифровую образовательную среду системы высшего профессионального образования сформировала для студентов новые риски их здоровью [1–3]. В учебном процессе у студентов активное использование электронных учебно-методических комплексов стало основой формирования статического стресса и высокой нагрузки на зрительный анализатор, способствующих формированию миопии [4, 5].

Цель исследования: провести гигиеническую оценку факторов риска нарушения зрения у студентов медицинского вуза.

Гигиеническая оценка напряженности учебного процесса выполнена по методике В.Р. Кучмы, Е.А. Ткачук, Н.В. Ефимовой (2015) с определением класса напряженности интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных нагрузок, режима и монотонности учебного труда. Для уточнения уровня зрительной нагрузки в учебное и неучебное время у 1000 студентов проведена анкетным методом оценка частоты и продолжительности использования электронных и печатных средств получения информации по опроснику Н.П. Сетко с соавт. (2016).

Условия обучения студентов исследованы путем проведения гигиенической оценки естественного освещения по показателям светового коэффициента (СК), коэффициента естественного освещения (КЕО), уровню и равномерности искусственного освещения (лк). Для определения риска нарушения угла зрения у студентов в учебных помещениях проведена гигиеническая оценка рациональности расстановки учебной мебели путем регистрации расстояния от доски и мультипроекторного экрана до первого и последнего ряда учебных мест; а также фиксировался уровень подвеса учебной доски и экрана. Оценка эргономических параметров мебели проведена путем определения соответствия росту студентов размеров мебели в соответствии с ГОСТом 11015–93, ГОСТом 11016.

Для уточнения роли различных факторов неучебной деятельности в формировании миопии у студентов исследован образ жизни по опроснику, разработанному сотрудниками кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России.

Для Цитирования:
Сетко Нина Павловна, Коршунова Раиса Викторовна, Гигиеническая характеристика факторов риска нарушения зрения у студентов. Санитарный врач. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: