По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Гигиена детей и подростков будет развиваться по пути комплексной многофакторной оценки условий и характера жизнедеятельности детей и подростков, анализа рисков для здоровья подрастающего поколения

Т. В. Соломай главный редактор журнала «Санитарный врач»

Гигиена детей и подростков — одна из наиболее многогранных гигиенических дисциплин, которая, как сейчас принято говорить, возникла на стыке наук: педиатрии, гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и др. Поэтому специалист в данной области обязан быть высококвалифицированным, владеть огромным объемом теоретических знаний и виртуозно применять их на практике. О приоритетах и тенденциях в развитии гигиены детей и подростков и, конечно же, о здоровье подрастающего поколения, формах и способах его укрепления и приумножения мы побеседовали с доктором медицинских наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, заместителем директора по научной работе ФГАУ «Научный центр здоровья детей» («НЦЗД») Минздрава России, директором НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД», заведующим кафедрой гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Владиславом Ремировичем Кучмой.

— Здоровье подрастающего поколения определяет здоровье нашего общества в ближайшем будущем. Владислав Ремирович, как бы Вы охарактеризовали состояние здоровья современных школьников?

— Состояние здоровья современных школьников по-прежнему оставляет желать лучшего. Негативные тенденции, которые мы наблюдаем последние десятилетия, сохраняются, и у каждого нового поколения школьников в процессе обучения состояние здоровья ухудшается. Этот факт регистрируется как данными официальной статистики, так и результатами научных исследований. Результаты лонгитудинальных наблюдений, выполненных в нашем институте, за состоянием здоровья московских школьников начиная с 1-го по 11-й класс свидетельствуют о том, что здоровье обучающихся прогрессивно ухудшается в динамике обучения в школе: возрастает распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний. К концу школы детей, которых можно отнести к первой группе здоровья (практически здоровых), практически нет. Каждый третий выпускник школы имеет функциональные отклонения, а 66 % страдают хроническими заболеваниями. За одиннадцатилетний период обучения распространенность функциональных отклонений возросла на 14,7 %, а хронических болезней — на 52,8 %. Изменение показателей заболеваемости не носит линейного характера: отмечаются периоды снижения распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний в 4–6-х классах и периоды быстрого их повышения в 1–2-х и 8–11-х классах. Начиная с 8-го класса отмечено ухудшение здоровья подростков, обусловленное психоэмоциональным перенапряжением при подготовке к экзаменам, а затем при подготовке к единому государственному экзамену.

Заслуживают пристального внимания неблагоприятные тенденции в распространенности нарушений зрения среди школьников в динамике обучения. Частота функциональных расстройств (спазм аккомодации и миопия слабой степени) с 1-го по 11-й класс возрастает почти вдвое (с 219 ‰ до 406 ‰), а хронической патологии зрения (миопии средней и высокой степеней) — более чем в 13 раз, с 11 ‰ до 152 ‰. При этом у 70–75 % детей, страдающих миопией, зрение ухудшается на 0,5– 1,0 диоптрию за учебный год; имеют место случаи ежегодного прогрессирования миопии на 2,0–2,5 диоптрии. Состояние органа зрения у девочек хуже, чем у мальчиков. В группе одиннадцатиклассниц выше распространенность миопии слабой степени по сравнению со сверстниками-мальчиками в 1,5 раза (488 ‰ против 316 ‰), а миопии средней степени — на 30 % (171 ‰ против 132 ‰).

Для Цитирования:
Т. В. Соломай, Гигиена детей и подростков будет развиваться по пути комплексной многофакторной оценки условий и характера жизнедеятельности детей и подростков, анализа рисков для здоровья подрастающего поколения. Санитарный врач. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: