Тенденции к укрупнению карьерных самосвалов сейчас не так активны, как во второй половине прошлого столетия, однако периодически на рынке возникают условия, которые требуют создания все более мощных и грузоподъемных машин. В результате звание рекордсмена по размерам и полезной нагрузке постоянно переходит от одного самосвала к другому. Наш журнал постарался составить топ-5, где в номинации «самый большой самосвал» попорядку распределим всех «гулливеров».
4000 «лошадей» мощности и 400 т грузоподъемности — Caterpillar 797F умеет впечатлять, занимая почетное первое место. Четыре варианта кузова позволяют заполучить не только мощную, но и идеально подходящую для выбранных целей машину. При этом самосвал отличается повышенной надежностью, безопасностью и удобством обслуживания: большинство точек сервиса достижимы с земли, что очень важно для такой махины, а межсервисный интервал многих компонентов значительно расширен.
Модель Terex MT 6300AC имеет ту же грузоподъемность — 400 т. Мощность двигателя чуть слабее и составляет 3806 л. с., однако свои 64 км/ч этот самосвал «делает» спокойно. Производитель особо акцентирует внимание на том, что эта машина была сконструирована с нуля — для карьерных самосвалов единичный случай. Быстрое развитие самосвалостроения ярко подтверждает тот факт, что не так давно приставку «самый большой самосвал» носил именно Terex MT6300AC, бывший первым с такой грузоподъемностью. Сейчас же он «скромно ютится» на вторых местах.
Рекордсмен с 2004 по 2008 годы сегодня этот самосвал может претендовать лишь на третье место. Условно считается «немцем», но в состав компании входят филиалы из многих стран, так что Liebherr T 282 C скорее интернационален. Его 363 т грузоподъемности в свое время были абсолютным потолком, да и сейчас внушают уважение, особенно если учесть тот факт, что полная масса самосвала составляет всего 592 т (т. е. он может перевозить груза примерно в 1,5 раза больше собственной массы). Это огромная машина длиной 14,5 м, шириной 8,8 м и высотой 7,4 м способна разгоняться до 64,4 км/ч. Легко обходит конкурентов благодаря электрической системе на переменном токе — пусть это дороже, зато в эксплуатации и легче, и экономичнее, и надежнее. Да и сервисных процедур требует не слишком часто.