60 лет назад в бухте Севастополя взорвался и затонул линейный корабль «Новороссийск» — флагман Черноморского флота. Взрыв произошел ночью, и гибель огромного корабля была быстрой. Через несколько часов стальная махина опрокинулась и ушла под воду. Погибло более шести сотен человек…
Долгое время все подробности этой трагедии были секретными или полусекретными. В результате появилось огромное число слухов и версий произошедшего. Но для начала надо вспомнить историю этого корабля. Линейный корабль Giulio Cesare («Юлий Цезарь») был построен на верфи «Ансальдо» в Генуе и спущен на воду в 1915 г. Он располагал 13 орудиями главного калибра 305 мм в пяти башнях, причем три нижние башни несли по три ствола, а две верхние, более легкие — по два. Такая схема была весьма распространенной в начале ХХ в. В середине 1930-х гг. линкор прошел капитальный ремонт, а вернее, капитальную переделку, после которой он стал фактически другим кораблем. Весь силуэт изменился радикально, водоизмещение достигло 24 000 т, исчезла архаичная средняя башня, а стволы оставшихся были рассверлены до калибра 320 мм. Носовая оконечность удлинилась на 10,3 м и перестала быть «дредноутной», обретя эффективный «клиперный» вид. Появились новые котлы, радары и современные зенитки, фок-мачта заняла место перед трубой, вместо четырех винтов стало два. Но все равно он остался в Regia Marina Italiana линкором как бы второго сорта. «Цезарь» занимался в основном сопровождением конвоев, а в 1942 г. командование признало его устаревшим даже для этой цели и перевело в разряд учебных. До 1948 г. корабль простоял у причала, на нем даже команды не было в полном объеме.
Но вернемся снова к Первой мировой. Молодое государство Италия тогда воевало на стороне Антанты и главными противниками его были дряхлеющая Австро-Венгрия и совсем даже не дряхлеющая Германия. Война шла с переменным успехом, немцам итальянские армии постоянно проигрывали, сражаться с австрийцами получалось немного получше. У Австро-Венгрии был тогда свой достаточно мощный флот на Средиземном море, и это очень беспокоило итальянцев, постоянно называвших этот бассейн mare nostra — наше море. Именно тогда для противостояния австрийским броненосцам в итальянском флоте появились первые подводные диверсанты.