По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Геймдизайн как новая форма визуального искусства

ВИДЕОИГРЫ ДАВНО ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ПРОСТО РАЗВЛЕЧЕНИЕМ. СЕГОДНЯ ЭТО ФОРМА ИСКУССТВА, ГДЕ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ, РАБОТЫ СО СВЕТОМ, ЦВЕТОМ И ПРОСТРАНСТВОМ ОЖИВАЮТ ПОД КОНТРОЛЕМ ИГРОКА, ПРЕВРАЩАЮЩЕГОСЯ В СОАВТОРА. ГЕЙМДИЗАЙН, КАК ВОЛШЕБНЫЙ СПЛАВ, СОЕДИНЯЕТ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ. НА СТЫКЕ ЭТОГО СОЮЗА РОЖДАЮТСЯ ЦЕЛЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ, СПОСОБНЫЕ ПОТРЯСТИ ВООБРАЖЕНИЕ ТАК ЖЕ СИЛЬНО, КАК И ШЕДЕВРЫ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ. НО КАК ИМЕННО ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ ВНУТРИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ И РОССИЙСКОЙ ИГРЫ «ЦАРЕВНА»? И ЧТО ВИДЕОИГРЫ ПРИВНОСЯТ В МНОГОВЕКОВОЙ ДИАЛОГ МЕЖДУ АВТОРОМ И АУДИТОРИЕЙ?

Ключевое отличие игрового искусства от классического — фундаментальный перенос фокуса с созерцания на участие. Если картина или скульптура предлагают законченную, статичную форму, вложенную в них автором, то видеоигра по своей природе является пустым сосудом, концептуальным пространством, которое наполняется смыслом только в акте взаимодействия. Эта «пустота» — не недостаток, а открытая форма художественного высказывания, унаследованная от традиций концептуализма XX века.

Философ Борис Гройс определял концептуализм как переход от создания материальных объектов для созерцания к формированию условий, которые диктуют само восприятие искусства. Именно это и делают геймдизайнеры: они создают не конечный образ, а систему правил, визуальный язык и пространство для порождения уникального эстетического опыта каждым игроком. Авторская субъектность уступает место коллективному творчеству, где игрок испытывает опыт погружения в проект через действие.

Ярчайший пример — работы студии From Software (серии Dark Souls, Elden Ring). Их миры — это тотальные композиции, где тысячи статичных и анимированных объектов — от величественных руин до скромного предмета интерьера — не имеют приземлённого, практического значения. Их ценность раскрывается только через контексты законов технологий и действие игрока. Сжечь Великое Древо в Elden Ring — не просто механическое действие, а ритуал, влекущий глобальные образные последствия для всего мира. Здесь визуальная среда не обслуживает геймплей, а является его главным нарративным и эмоциональным двигателем. Ключевая роль в этом ритуале отведена фигуре самого игрока. Совершая акт поджога, он выходит за рамки роли пассивного исполнителя квестов и превращается в соавторa мироздания.

Приемы классического искусства в геймдизайне обретают новое измерение — интерактивное.

Композиция и работа с пространством

Каждая локация в играх, похожих на Dark Souls, выстроена как идеальная скульптурная композиция. Камера, часто подчеркивающая монументальность архитектуры, направляет взгляд игрока на ключевые элементы, создавая чувство трепета и подавленности. Пространство становится не фоном, а главным рассказчиком, гидом по миру.

Для Цитирования:
Геймдизайн как новая форма визуального искусства. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: