По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.34632–053.88 DOI:10.33920/pol-01-2312-09

Геронтостереотипы как биопсихосоциальный феномен в контексте подготовки студентов в системе социально-медицинского обслуживания

Мокичева Наталья Александровна преподаватель кафедры социальной работы, экономики и биоэтики, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5, e-mail: mokicheva.na@mail.ru
Старцева Ольга Николаевна канд. мед. наук, доцент кафедры социальной работы, экономики и биоэтики, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет», Россия, 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 5, e-mail: startsevaon@yandex.ru

В современных условиях приоритетным направлением государственной социальной политики является развитие долговременной помощи пожилому населению в учреждениях социально-медицинского обслуживания. Нередко в этих учреждениях встречаются случаи негативного отношения к пожилым людям, что является следствием сформированных в обществе геронтостереотипов. Это требует подготовки специалистов для работы в системе социально-медицинского обслуживания на высоком профессиональном уровне. В статье проведен анализ основных геронтостереотипов среди студентов медицинского вуза. Выявлено, что наиболее значимым геронтостереотипом, влияющим на формирование эйджизма у будущих специалистов, является негативный стереотип в отношении здоровья пожилых людей. В статье представлены пути преодоления стереотипных установок в рамках образовательного процесса.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2. Долговременный уход: сущность, организация, технологии и средства реализации / учебно-методическое пособие / под общ. ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. М.: Дашков и К °, 2019; 265 с.

3. Ильницкий, А. Н. Эйджизм и его преодоление в стационарных учреждениях социального обслуживания: метод. рекомендации / А. Н. Ильницкий, О. Н. Старцева и др. М.; Ярославль: Филигрань, 2016; 48 с.

4. Ильницкий, А. Н. Долговременный уход за пожилым человеком: фокус на индивидуальную жизнеспособность / А. Н. Ильницкий, О. Н. Старцева, К. И. Прощаев и др. Врач. 2020; 6: 5–9.

5. Колпина Л. В. Эйджизм в обслуживании пожилых граждан учреждениями здравоохранения и социальной защиты: монография. Ульяновск: Зебра, 2015; 128 с.

6. Полянская, А. В. Оценка проявлений эйджизма среди студентов медицинского университета / А. В. Полянская, Р. А. Мельников, А. Ф. Крот. Военная медицина. 2022; 2: 11–20.

7. Старцева О. Н. Методика преподавания дисциплины «социальная геронтология» студентам, будущим специалистам по социальной работе: материалы III всерос. науч.-метод. конф. «Методы обучения и организация учебного процесса в вузе». Рязань, 2013: 95–96.

8. Старцева, О. Н. Геронтологический эйджизм и его преодоление среди студентов медицинского вуза / О. Н. Старцева, И. А. Лымарева и др. // Перспективы науки и образования. 2019; 3 (39): 133–142.

1. Strategiia deistvii v interesakh grazhdan starshego pokoleniia v RF do 2025 goda [Strategy of actions in interests of citizens of the senior generation in Russia till 2025] [Electronic resource]: Decree of the Government of the Russian Federation dated February 05, 2016 No. 164-p. — Available at: http://base.consultant.EN]. (In Russ.)

2. Dolgovremennyi ukhod: sushchnost, organizatsiia, tekhnologii i sredstva realizatsii [Long-term care: essence, organization, technologies and means of implementation] / teaching aid under the general editorship of E. I. Kholostova, L. I. Kononova. M.: Publishing and Trade Corporation «Dashkov and Co», 2019; 265 p. (In Russ.)

3. lnitskii A. N. Eidzhizm i ego preodolenie v statsionarnykh uchrezhdeniiakh sotsialnogo obsluzhivaniia [Ageism and its overcoming in inpatient social service institutions: method. recommendations / A. N. Ilnitskii, O. N. Startseva et al. Moscow; Yaroslavl: Filigran, 2016; 48 p. (In Russ.)

4. Ilnitskii A. N. Dolgovremennyi ukhod za pozhilym chelovekom: fokus na individualnuiu zhiznesposobnost [Longterm care in elderly person: focus on individual viability] / A. N. Ilnitskii, O. N. Startseva, K. I. Proshchaev et al. Vrach [Doctor]. 2020; 6: 5–9. (In Russ.)

5. Kolpina L. V. Eidzhizm v obsluzhivanii pozhilykh grazhdan uchrezhdeniiami zdravookhraneniia i sotsialnoi zashchity [Ageism in the service of elderly citizens by health and social protection institutions]: monograph. Ulyanovsk: Zebra, 2015; 128 р. (In Russ.)

6. Polianskaia, A. V. Otsenka proiavlenii eidzhizma sredi studentov meditsinskogo universiteta [Assessment of ageism manifestations among medical university students] / A. V. Polianskaia, R. A. Melnikov, A. F. Krot. Voennaia meditsina [Military Medicine]. 2022; 2: 11–20. (In Russ.)

7. Startseva O. N. Metodika prepodavaniia distsipliny «Sotsialnaia gerontologiia» studentam, budushchim spetsialistam po sotsialnoi rabote [Methods of teaching the discipline «Social gerontology» to students, future specialists in social work]: materials of the III All-Russian scientific methodological conference «Methods of teaching and organization of the educational process in the university». Ryazan, 2013: 95–96. (In Russ.)

8. Startseva, O. N. Gerontologicheskii eidzhizm i ego preodolenie sredi studentov meditsinskogo vuza [Gerontological ageism and its overcoming among medical students] / O. N. Startseva, I. A. Lymareva, et al. International electronic scientific journal «Perspektivy nauki i obrazovaniia» [Prospects of Science and Education]. 2019; 3 (39): 133–142. (In Russ.)

Оказание помощи пожилым людям, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные потребности, является приоритетным направлением государственной социальной политики [1, 2]. Число лиц пожилого и старческого возраста растет, поэтому, несомненно, увеличивается количество людей, нуждающихся в длительном уходе. На современном этапе оказание помощи лицам с дефицитом самообслуживания осуществляется организациями здравоохранения и социального обслуживания. Нередко в этих учреждениях имеет место негативное отношение к пожилым людям со стороны персонала учреждений, что связано с формирующимися негативными геронтологическими стереотипами в отношении возраста уже в студенческой среде. Важной проблемой при этом является такое распространенное в современном обществе явление, как эйджизм, что означает дискриминацию по возрасту, и наиболее часто от него страдают люди незащищенные и уязвимые в силу дефицита самообслуживания [3–5]. Следствием проявления геронтостереотипов может быть снижение качества социально-медицинского обслуживания пожилых людей, в том числе ограничения в предоставлении социальных и медицинских услуг. Поэтому геронтостереотипы могут рассматриваться как биопсихосоциальный феномен, поскольку они оказывают отрицательное воздействие на все компоненты здоровья пожилого человека. Составной частью проблемы является дефицит кадров и недостаточная профессиональная подготовка специалистов, работающих в этих учреждениях. В связи с этим центральное место в обучении специалистов, работающих с пожилыми людьми, имеет качество профессиональной подготовки, компетентностный подход при оказании всех видов социально-медицинских услуг. Поэтому в условиях современного стареющего общества подготовка будущих специалистов для работы в системе социально-медицинских учреждений является особенно востребованной и актуальной [6–8].

Цель исследования: провести анализ геронтостереотипов среди студентов Ярославского государственного медицинского университета.

Работа выполнена на базе Ярославского государственного медицинского университета. Был проведен опрос 123 студентов, средний возраст которых составил 19,1 ± 0,9 года по специально разработанной анкете «Свобода от возраста KPAINS» (Ильницкий А.Н., Прощаев К.И., Севастьянова Н.В., 2022). Вопросы опросника позволили оценить отношение студентов к возрасту и пожилым людям с позиции всех компонентов здоровья как физического, так и психосоциального и выявить основные геронтостереотипы. Анализ полученных результатов явился базовой основой для разработки программ по подготовке студентов медицинского вуза как с учетом требований профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов, так и с учетом повышения геронтологической компетентности для работы в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Для Цитирования:
Мокичева Наталья Александровна, Старцева Ольга Николаевна, Геронтостереотипы как биопсихосоциальный феномен в контексте подготовки студентов в системе социально-медицинского обслуживания. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: