Оказание помощи пожилым людям, не способным без посторонней помощи решать свои жизненные потребности, является приоритетным направлением государственной социальной политики [1, 2]. Число лиц пожилого и старческого возраста растет, поэтому, несомненно, увеличивается количество людей, нуждающихся в длительном уходе. На современном этапе оказание помощи лицам с дефицитом самообслуживания осуществляется организациями здравоохранения и социального обслуживания. Нередко в этих учреждениях имеет место негативное отношение к пожилым людям со стороны персонала учреждений, что связано с формирующимися негативными геронтологическими стереотипами в отношении возраста уже в студенческой среде. Важной проблемой при этом является такое распространенное в современном обществе явление, как эйджизм, что означает дискриминацию по возрасту, и наиболее часто от него страдают люди незащищенные и уязвимые в силу дефицита самообслуживания [3–5]. Следствием проявления геронтостереотипов может быть снижение качества социально-медицинского обслуживания пожилых людей, в том числе ограничения в предоставлении социальных и медицинских услуг. Поэтому геронтостереотипы могут рассматриваться как биопсихосоциальный феномен, поскольку они оказывают отрицательное воздействие на все компоненты здоровья пожилого человека. Составной частью проблемы является дефицит кадров и недостаточная профессиональная подготовка специалистов, работающих в этих учреждениях. В связи с этим центральное место в обучении специалистов, работающих с пожилыми людьми, имеет качество профессиональной подготовки, компетентностный подход при оказании всех видов социально-медицинских услуг. Поэтому в условиях современного стареющего общества подготовка будущих специалистов для работы в системе социально-медицинских учреждений является особенно востребованной и актуальной [6–8].
Цель исследования: провести анализ геронтостереотипов среди студентов Ярославского государственного медицинского университета.
Работа выполнена на базе Ярославского государственного медицинского университета. Был проведен опрос 123 студентов, средний возраст которых составил 19,1 ± 0,9 года по специально разработанной анкете «Свобода от возраста KPAINS» (Ильницкий А.Н., Прощаев К.И., Севастьянова Н.В., 2022). Вопросы опросника позволили оценить отношение студентов к возрасту и пожилым людям с позиции всех компонентов здоровья как физического, так и психосоциального и выявить основные геронтостереотипы. Анализ полученных результатов явился базовой основой для разработки программ по подготовке студентов медицинского вуза как с учетом требований профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов, так и с учетом повышения геронтологической компетентности для работы в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.