В настоящее время состояние общественного здоровья в Российской Федерации и странах СНГ характеризуется отрицательным естественным приростом, высокими уровнями смертности и инвалидности. Отмечаются снижение удельного веса острых и увеличение количества хронических неинфекционных заболеваний. С возрастом доля лиц, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, значительно возрастает. Одновременно в обществе растет удельный вес лиц пожилого и старческого возраста. В сложившихся условиях повышается значимость служб здравоохранения, имеющих не только лечебную, но и профилактическую, саногенную направленность и ориентированных на оказание помощи лицам старших возрастных групп [3; 6; 10–12]. К таковым относится гериатрическая служба.
Экономические изменения, наблюдаемые в последние десятилетия в Российской Федерации, существенно повлияли на уровень государственной поддержки всей социальной сферы и системы здравоохранения в частности. В условиях преодоления экономического кризиса государство предпринимает все возможные усилия для сохранения стабильности системы оказания медицинской и социальной помощи людям пожилого и старческого возраста [1; 3; 4; 6; 12].
Развитие гериатрической службы в России диктуется прогрессирующим постарением населения, ростом заболеваемости пожилых, особенностями патологии лиц старших возрастных групп и необходимостью совершенствования организации их социальной и психологической поддержки. Острота проблемы определяется также тем, что заболеваемость лиц пожилого (61–75 лет) и старческого (76–90 лет) возраста соответственно в 2 и 6 раз выше, чем у людей трудоспособного возраста, потребность в амбулаторно-поликлинической помощи в 2–4 раза, а в стационарной по отдельным видам специализированной помощи (кардиология, эндокринология, пульмонология, урология, офтальмология, неврология, психиатрия, онкология и др.) — в 1,5–3 раза выше, чем у более молодых [1; 7; 12].
В 1950 году в Льеже (Бельгия) была основана Международная ассоциация геронтологии и гериатрии (IAGG), в спектр деятельности которой входят координация научных исследований в области геронтологии и гериатрии в мире и содействие унификации развития гериатрии как медицинской специальности в национальных системах здравоохранения. Данная организация имеет представительство в ООН с целью обеспечения прав пожилого населения и осуществляет руководство деятельностью Глобальной сети по изучению старения (GARN) [10].