По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Геометрия северных узоров: как можно организовать исследовательскую работу младших школьников в краеведческом музее

Виктория Антоновская Котласский краеведческий музей, Котлас

В статье рассматриваются варианты организации исследовательской работы младших школьников в краеведческом музее. Показан пример реализации учебно-исследовательского проекта «Геометрия северных узоров».

Литература:

1. Волкова М.В. Геометрия удмуртских узоров: методическое пособие по организации учебной и исследовательской деятельности школьников / М. В. Волкова, Л. Т. Крежевских; Глазов. гос. пед. ин-т. — Глазов: ООО «Глазовская типография», 2012. — 60 с.

2. Качаева М. Сокровища русского орнамента/ М.И. Качаева. — М.: Белые альвы, 2008. — 208 с.

3. Суров М.В. Вологодчина: невостребованная древность/ М.В. Суров. — Вологда, 2001. — 432 с.

4. Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: Каталог. — Архангельск: Издательство «Правда Севера», 2000.

5. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия/ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. — М.: МИРОС, 1995. — 237 с.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулированы не только личностные и предметные результаты освоения образовательной программы, но и метапредметные. В их числе — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Одним из наиболее эффективных способов достижения метапредметных результатов является исследовательская деятельность.

В Котласе учащиеся начальных классов представляют результаты учебных исследований на муниципальной конференции — Малых Ломоносовских чтениях. Ежегодно в чтениях участвуют более 100 человек. Анализ тематики работ последних пяти лет показывает, что подавляющее большинство исследований (более 60 %) представлены в секции «Окружающий мир». Работы по математике встречаются значительно реже (7–9 %), также немногочисленны краеведческие исследования (6–7%). Работы по краеведению в основном посвящены изучению истории своей семьи.

Между тем наличие в Котласе краеведческого музея дает уникальные возможности для организации исследовательской работы, в том числе младших школьников.

Прежде всего это связано с освоением новой для ребенка территории — музейного пространства. И здесь речь идет не столько о расширении границ, сколько о смысловом наполнении этого пространства, о тех внутренних изменениях, которые происходят с ребенком в музее. Второй момент касается взаимодействия ребенка с музейным предметом. Подлинные, уникальные музейные экспонаты вызывают интерес, будят воображение, порождают вопросы.

Благодаря этим двум факторам музей становится территорией смыслов и предоставляет прекрасные возможности для развития ребенка, для приобщения к ценностям культуры, для выполнения учебных исследований.

Для Цитирования:
Виктория Антоновская, Геометрия северных узоров: как можно организовать исследовательскую работу младших школьников в краеведческом музее. Музей. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: