В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулированы не только личностные и предметные результаты освоения образовательной программы, но и метапредметные. В их числе — освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Одним из наиболее эффективных способов достижения метапредметных результатов является исследовательская деятельность.
В Котласе учащиеся начальных классов представляют результаты учебных исследований на муниципальной конференции — Малых Ломоносовских чтениях. Ежегодно в чтениях участвуют более 100 человек. Анализ тематики работ последних пяти лет показывает, что подавляющее большинство исследований (более 60 %) представлены в секции «Окружающий мир». Работы по математике встречаются значительно реже (7–9 %), также немногочисленны краеведческие исследования (6–7%). Работы по краеведению в основном посвящены изучению истории своей семьи.
Между тем наличие в Котласе краеведческого музея дает уникальные возможности для организации исследовательской работы, в том числе младших школьников.
Прежде всего это связано с освоением новой для ребенка территории — музейного пространства. И здесь речь идет не столько о расширении границ, сколько о смысловом наполнении этого пространства, о тех внутренних изменениях, которые происходят с ребенком в музее. Второй момент касается взаимодействия ребенка с музейным предметом. Подлинные, уникальные музейные экспонаты вызывают интерес, будят воображение, порождают вопросы.
Благодаря этим двум факторам музей становится территорией смыслов и предоставляет прекрасные возможности для развития ребенка, для приобщения к ценностям культуры, для выполнения учебных исследований.