По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Геометрический символизм в творчестве художника Геннадия Дубровина

Григорий Гинзбург академик Европейской академии естественных наук (г. Ганновер, Германия), почетный доктор искусствоведения

Множество сюжетов, образов, намеков, агрессивных цветовых пятен, взятых в жесткую решетку контуров, создающих дополнительно ритмическую структуру и цельность всего художественного произведения, в пределах одного холста… Таков творческий метод заслуженного художника Чувашии, академика Европейской академии естественных наук (г. Ганновер, Германия), почетного художника Европы, члена правления Творческого союза художников России, председателя Чувашского республиканского отделения ТСХР, обладателя ученого звания доцента по специальности «Техническая эстетика и дизайн» Геннадия Дубровина. В коллекции его наград: диплом и серебряная медаль Российской академии художеств, золотая медаль ТСХР, Европейская медаль «им. Рембрандта», Германия, благодарности министров культуры России и Чувашии, многочисленные дипломы профессиональных выставок и конкурсов. Былинный язык живописного высказывания автора позволяет ему говорить о философском осмыслении бытийного существования личности, народа, этноса. Его символическая предметность органично входит в экспрессивную абстракцию и отсылает нас к реальности через воспоминания и поэтические ассоциации. Художник организует пространство с помощью структурированных геометрических форм и многослойных цветовых пятен, в которые смело вписывает знаки и символы семиотического языка, заимствованные им из чувашского народного этноса и понятные современному зрителю своей пиктографичностью выражения конкретных действий. Продолжая традиции основателей стиля геометрической абстракции Робера и Сони Делоне, Пита Мондриани и особенно выдающегося художника, графика и теоретика европейского авангарда Пауля Клее, который обосновал теорию линий и контуров закрепляющих цвет в «магических квадратах», поддержал идею нового словаря «образов и знаков, позволяющего черпать из первооснов ключ ко всем вещам», Геннадий Дубровин создает свой авторский узнаваемый почерк, исследованию которого посвящается данная статья. Теплые лирические воспоминания о детстве нашли отражение в серии картин художника Геннадия Дубровина. На картине «Детский сон» автору удается путем сопоставления фронтальных планов абстрактных плоскостей и неожиданного прорыва к удаленной проекции трехмерного пространства создать чувственную атмосферу как бы погружения с высоты прожитых лет в глубину детской памяти и восстановить забытую картину родного села Абызово. Небольшая реальная деталь воспоминаний — пожарная каланча будет и впредь представлена на многих картинах автора как образ неразрывной связи с малой родиной, как символ духовной высоты и как знаковый силуэт архитектурного объекта. Композиционный метод построения трехмерной натуры с высоты «птичьего полета» в косоугольной (деформированной) аксонометрической проекции также войдет в излюбленный арсенал изобразительных средств художника Дубровина. Геннадий — мастер композиции пространственных планов, в которых за счет разнообразного преломления (наклона) плоскостных площадей относительно оси подрамника формируются «экраны» для передачи различных сюжетов, происходящих параллельно или разнесенных во времени. Таким образом художник в пределах одной картины объединяет пространство и время, добиваясь демонстрации четвертого измерения — «пространство-время». В авторской живописной палитре Геннадий Дубровин опирается на разработки знаменитой Веймарской школы «Баухауз». Для семиотической природы чувашского народа передача информации знаками является понятной и традиционной. Закрепление за цветом определенных смысловых значений подтверждается практикой автора в подборе названий для картин: «Красное», «Фиолетовое», «Белое», «Желтое». Удивительная по трепетной искренности детской любви к родителям получилась картина «Папа едет домой». Для авторского почерка художника характерно обобщенное изображение фигур в виде силуэтов и пиктограмм. Тема изучения мифологического прошлого народа Чувашии получила отражение на картине «Красное». Свободное масштабирование объектов на плоскостном фоне картины напоминает нам приемы создания композиции в духе сюрреализма. Именно авангардный условно-знаковый изобразительный язык Геннадия Дубровина оказался соответствующим природе образов чувашской мифологии. Художник балансирует между мнемоническим ритуальным действием и реальным изображением события на холсте. Тема личных отношений в творчестве Геннадия Дубровина во многом автобиографична. Ситуация представлялась автору игрой в шахматы с привычной сменой цветовых квадратов поля и ассоциативным виденьем себя в виде фигуры короля, а визави (vis-a-vis. фр.) — королевы («Король и королева»). Сакральный образ пирамиды, который и раньше встречался в знаковых построениях художника, на картине «Голубая пирамида» приобретает значение математической общности космических миров. «Картинка из детства» — работа получила признание жюри конкурса Российской академии художеств и отмечена серебряной медалью РАХ, премией им. П.П. Чистякова и дипломом II степени. Многие работы автора находятся в собраниях музеев, предприятий и частных коллекционеров России, Германии, Сербии, Черногории, Турции, США. Количество выставок (150) на территории России и за рубежом исчисляется солидной цифрой. Нарратив авторского метода Геннадия Дубровина демонстрирует состоятельность в различных сюжетах и жанрах. Сочетания авангардных техник и национального колорита позволило художнику создать базу оригинального изобразительного языка, способного создавать убедительные художественные образы, вызывающие эмоциональные сопереживания у зрителей третьего тысячелетия.

Для Цитирования:
Григорий Гинзбург, Геометрический символизм в творчестве художника Геннадия Дубровина. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: