Климатические и технологические особенности возведения и эксплуатации зданий и сооружений в районах севера с суровым климатом предъявляют к конструкциям «северного исполнения» повышенные требования по несущей способности, надежности, максимальной заводской готовности и сочетанию с другими конструкциями.
При работе вахтовым методом в отдаленных районах широко применяются мобильные здания и сооружения. Согласно стандарту (ГОСТ 25957-83) мобильное здание или сооружение определяется как здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации. Организация внутренней инфраструктуры мобильного здания (электроснабжение, отопление, водоснабжение и т. д.) должна обеспечивать его автономность. Основными преимуществами мобильных зданий являются:
• возможность передислокации с использованием наиболее массового транспорта;
• высокая оборачиваемость зданий и сооружений за счет минимальных безвозвратных потерь;
• высокий уровень заводской готовности объекта;
• ввод объекта в эксплуатацию в минимальные сроки;
• малый вес, простота конструктивного решения, легкость монтажа и демонтажа.
Северные районы объединяют специфические климатические и территориальные особенности, требующие специального подхода. Суровость природных условий характеризуется сочетанием таких неблагоприятных факторов, как:
• длительность зимнего периода (130–250 дней в году);
• низкие температура воздуха (до –60 °С);
• мощный снежный покров;
• сильный ветер до 25–30 м/сек.
Специфика применения мобильных зданий, связанная с их транспортировкой и использованием в экстремальных условиях, зачастую диктует необходимость поиска новых пространственных форм. В строительной практике широко используют прямоугольную форму мобильного модульного блока (рис. 1). Это обусловлено простотой технологии изготовления и монтажа, рациональной планировкой пространства.
К сожалению, традиционная форма не обладает высокой обтекаемостью, что затрудняет транспортировку при сильных ветровых нагрузках. Плохо обтекаемые традиционные формы зданий вызывают значительные аэродинамические силы уже на малых скоростях, не позволяя вертолету развивать скорость более 80 км/ч. При этом резко возрастает расход горючего (почти в 2 раза). При транспортировке грузовым автотранспортом присутствует ограничение по габаритам здания, так как здание должно быть не больше ширины дорожного полотна (3 м).