Транспортная система — это основа развития экономики любого государства. В настоящее время государство разворачивает экономику в поддержку сельских территорий и нацелено на развитие ее транспортной системы. Эффективность работы транспортной системы во многом зависит от ее качества, ее состояние определяется протяженностью сети, разнообразием видов автомобильных дорог и надежностью в эксплуатации инфраструктуры транспортных объектов [1–4].
Проблема развития транспортной сети для России всегда была и остается насущной. Растущая экономика требует надежных и качественных транспортных связей между отдельными регионами и внутри регионов, а также между отдельными хозяйствами. Внутрихозяйственные автомобильные дороги предназначены для транспортного обслуживания предприятий сельскохозяйственного назначения, занимающихся производством, переработкой и сбытом продукции. Обеспечение и насыщение рынка сельскохозяйственной продукцией во многом зависит от организации производства и территории качественными транспортными связями.
Транспортные сети РФ имеют значительную протяженность с запада на восток, не везде они качественные, поэтому в настоящее время становится особенно актуальной задача развития транспортного строительства и обеспечения их качества. На сегодняшний день около 15 % инфраструктуры автомобильных магистралей Российской Федерации еще нуждаются в реконструкции и модернизации [5].
Важнейшим фактором для создания современного транспортного пространства становится качественное обеспечение геопространственными данными процессов изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог любого класса и назначения.
В проектировании, обеспечении строительства и мониторинге использования автомобильных дорог важная роль принадлежит топографо-геодезическим полевым и камеральным работам.
Получение геопространственных данных для контроля геометрических параметров в процессе строительства возможно с использованием различных геодезических средств измерений: электронных нивелиров и тахеометров, приемников глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), систем наземного и воздушного лазерного сканирования, референцных станций, беспилотных летательных аппаратов. Это значительно расширяет выбор возможностей, позволяет улучшить методы проектирования и строительства автомобильных дорог с использованием информационного моделирования с привлечением BIMтехнологий, что обеспечивает разработку проекта в короткие сроки с высоким качеством, и позволяет производить мониторинг всего жизненного цикла автомобильной дороги — от начального замысла до реконструкции [6, 7].