По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Генезис «цифровой дипломатии»

И. В. Сурма профессор кафедры государственного управления и национальной безопасности, Дипломатическая академия МИД РФ, член-корреспондент РАЕН, член экспертного совета комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ

В статье рассматривается новый формат тесного взаимодействия между обществом и дипломатическими ведомствами, который делает современную дипломатию чрезмерно публичной, с одной стороны, и менее сдержанной — с другой. Автор приводит краткую историю цифровой дипломатии и показывает ее механизм влияния на зарубежную аудиторию.

Литература:

1. Акопов Г. Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. — М.: КНОРУС, 2013.

2. Анненков В. И., Карпов В. В., Моисеев А. В., Сурма И. В. Сетецентрическое управление: современная парадигма развития систем управления в вооруженных силах ведущих держав мира // Национальная безопасность. — 2014. — № 2 (31). — С. 317–327.

3. Белый дом скатился до уровня — «Тролль обыкновенный» // Переводика. — 02.06.2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://perevodika.ru / articles / 24713.html (дата обращения: 16.09.2016).

4. Глобальная безопасность в цифровую эпоху: стратагемы для России / Под общ. ред. Смирнова А. И. — М.: ВНИИгеосистем, 2014.

5. Госдеп США делает выводы о ситуации на Украине по фотографиям из Интернета // Политикус. — 22.04.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politikus.ru / video / 17463-gosdep-ssha-delaet-vyvodyo-situacii-na-ukraine-po-fotografiyam-iz-interneta.html (дата обращения: 12.10.2016).

6. Зиновьева Е. С. Международная информационная безопасность. — М.: МГИМО-Университет, 2013.

7. Карякин В. В. Геополитика третьей волны: трансформация мира в эпоху постмодерна. — М.: Граница, 2013.

8. Кибербезопасность и управление Интернетом: документы и материалы для российских регуляторов и экспертов / Отв. ред. Касенова М. Б.; сост. Демидов О. В. и Касенова М. Б. — М.: Статут, 2014.

9. Крутских А. В. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности // Международные процессы. — 2007. — № 1 (5). — С. 28–37 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.intertrends.ru / thirteen / 003.htm (дата обращения: 13.06.2016).

10. Мария Захарова о том, зачем МИД РФ понадобились Фейсбук и Твиттер // Радио ООН. 26.04.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.unmultimedia.org / radio / russian / archives / 137431 / (дата обращения: 22.08.2014).

11. МИД предложил дипломатам США помощь из-за ошибки в Twitter посольства // РИА Новости. — 08.04.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru / world / 20140408 / 1003085310.html (дата обращения: 18.11.2016).

12. МИД России на Facebook [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.facebook.com / MIDRussia (дата обращения: 29.09.2014).

13. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mid.ru / bdomp / sitemap.nsf (дата обращения: 21.08.2014).

14. На сайте НАТО в сообщении от 14 июня опубликован снимок, который якобы подтверждает наличие российских войск на одном из воинских полигонов в Ростовской области // LiveJournal. Пользователь: el_murid. — 16.06.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://el-murid.livejournal.com / 1875424.html (дата обращения: 19.09.2016).

15. «Натовские снимки с русскими танками — фальшивка» // PRAVDA TODAY [Информационно-аналитический портал]. 23.06.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravdatoday.su / content / natovskie-snimki-s-russkimitankami-falshivka-dokument (дата обращения: 19.07.2014).

16. Новиков В. К. Информационное оружие — оружие современных и будущих войн. 2-е изд., испр. — М.: Горячая линия — Телеком, 2013.

17. Пантелеев Е. А. Внешняя политика и инновационная дипломатия // Международная жизнь. — 2012. — № 12. — С. 37–44 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://interaffairs.ru / read.php?item=9033 (дата обращения: 03.04.2015).

18. Пономарев А. Тролль уполномочен заявить. Российский МИД завел необычный аккаунт в фейсбуке // Лента.Ру. 19.04.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lenta.ru / articles / 2013 / 04 / 19 / mid / (дата обращения: 15.07.2014).

19. Посольство Российской Федерации в США в Twitter [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://twitter.com / rusembusa (дата обращения: 29.09.2014).

20. Посольство США в РФ в Twitter [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://twitter.com / USEmbRu (дата обращения: 29.09.2014).

21. Сетецентризм: геополитические и военно-политические аспекты современности / Под общ. ред. проф. Анненкова В. И. — М.: РУСАВИА, 2013.

22. Смирнов А. И., Кохтюлина И. Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России. — М.: ВНИИгеосистем, 2012.

23. Соколов М. Ю. Креативная дипломатия // Известия. — 07.05.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://izvestia.ru / news / 570438 (дата обращения: 11.10.2016).

24. Сурма И. В. Глобальный наднациональный актор международных отношений в контексте национальной безопасности // Вестник МГИМО–Университета. — 2013. — № 4 (31). — С. 141–151 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mgimo.ru / publications / ?id=1005282 (дата обращения: 03.04.2015).

25. Сурма И. В. Новый глобальный наднациональный актор международных отношений и его социальная философия // Национальная безопасность / nota bene. — 2013. — № 1. — С. 66–80.

26. Analyst’s Notebook 8 Social Network Analysis. i2 Limited White Paper. Issue 3.

27. Civil Society 2.0 // U. S. Department of State [Official Site] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.state.gov / statecraft / cs20 / (дата обращения: 22.01.2015).

28. Eaman R. A. The Media Society. Basic Issues and Controversies. — Toronto: Butterworths, 1987.

29. Excellence in Public Relations and Communication Management / ed.: Grunig J. E. Hillsdale, N. J. — Lawrence Erlbaum Associates, 1992.

30. Farnesina: Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale [Sito Ufficiale] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.esteri.it / MAE / IT (дата обращения: 19.08.2014).

31. France Diplomatie [Site Officiel] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.diplomatie.gouv.fr / fr / (дата обращения: 15.08.2014).

32. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorelli N. Political Correlates of Television Viewing // Public Opinion Quarterly. — 1984. — Vol. 48. — P. 283–300.

33. Lazarsfeld P. F. On Social Research and its Language. — Chicago: University of Chicago Press, 1993.

34. Malinchik S. D. Framework for Modeling and Analysis of Opinion Dynamics and Influence Operations / Lockheed Martin Advanced Technology Laboratories (ATL). Cherry Hill, N. J.: ATL, 2011.

35. NATO Releases Imagery: Raises Questions on Russia’s Role in Providing Tanks to Ukraine // ACO — Allied Command Operations [Official Site]. 14.06.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://aco.nato.int / statement-on-russian-main-battle-tanks. aspx (дата обращения: 17.07.2014).

36. Open Source Indicators (OSI) Program. Broad Agency Announcement: IARPA-BAA-11–11 / Intelligence Advanced Research Projects Activity (IARPA), Office of Incisive Analysis. August 23, 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://goodtimesweb.org / surveillance / IARPABAA-11-11_20110823.pdf (дата обращения: 22.01.2015).

37. Public Relations and Communication Management in Europe: A Nation-by-nation Introduction to Public Relations Theory and Practice / eds.: B. van Ruler, D. Verčič. — Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2004.

38. Pye L. Political Communication // The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions / Ed.: V. Bogdanor. — Oxford, UK: Blackwell, 1987. — P. 442.

39. Revealing Links: The Power of Social Network Analysis // White Paper. — May 2010. — Issue 1.

40. Russian Federation // The e-diplomacy Hub [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ediplomacy.afp.com / #! / map (дата обращения: 22.01.2015).

41. Social Media in Strategic Communication (SMISC): Broad Agency Announcement / Defense Advanced Research Projects Agency. DARPABAA-11–64. July 14, 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cryptome.org / dodi / dod-smisc.pdf (дата обращения: 22.01.2015).

42. Stanyer J. Modern Political Communication: Mediated Politics in Uncertain Times. — Cambridge: Polity Press, 2007.

43. Whitehouse Launches Propaganda at Troll Level // Twitter. Пользователь: idaltae. 31.05.2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://twitter.com / idaltae / status / 472819528326332416 / photo / 1 (дата обращения: 18.07.2014).

Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и Интернета, формирующего современное глобальное информационное общество, не знает национальных границ и, как следствие, оказывает трансформирующее воздействие на все сферы общества и государства, включая международную политику. При этом существенно усиливается интернет-влияние и возможности манипулирования общественным мнением. Сегодня все большее внимание привлекают вопросы социального инжиниринга с помощью Интернета и управления большими группами людей, в том числе в политических целях. Одно из негативных последствий бурного развития информационно-коммуникационных технологий и Интернета — это появление новых форм международных конфликтов, включая информационные и сетевые войны. В результате всемирное информационное пространство становится ареной чрезвычайно жесткой борьбы, а методы ее ведения оказываются зачастую противоречащими нормам международного права и поддержанию международной стабильности. Как было отмечено специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, послом по особым поручениям А. В. Крутских, «основная озабоченность в сфере обеспечения международной информационной безопасности связана с возможностью применения информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности»1 . Поэтому в современных условиях геополитической и геоэкономической нестабильности практически всем субъектам мировой политики для достижения своих внешнеполитических целей приходится использовать многоуровневую, мультинаправленную дипломатию, подкрепленную инструментами цифровой дипломатии. Сама цифровая дипломатия рассматривается специалистами как широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе новых медиаресурсов, социальных сетей, блогов и других подобных медиа-площадок в глобальной сети для содействия государственным органам при осуществлении функций и коммуникаций по вопросам, связанным с внешней политикой, включая механизмы влияния на зарубежную аудиторию.

Для Цитирования:
И. В. Сурма, Генезис «цифровой дипломатии». Дипломатическая служба. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: