По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Генеральный конструктор. 130 лет Евгению Чудакову

Во времена Советского Союза конструктору было сложно не просто работать, а действительно создавать что-то новое и уникальное. Всем прекрасно известны нелегкие условия работы — конструкторские бюро закрытого типа, гонения и репрессии. Но даже в случае разработки чего-то перспективного, возможности советского промышленного производства чаще всего были не способны их реализовать. История жизни Евгения Чудакова — яркое тому доказательство.

Молодой Советской республике досталась хорошая конструкторская школа, в наследство от царских времен. Выпускаемые специалисты могли бы с легкостью занять не только место в любом западном конструкторском бюро, но и оказаться в органах управления производством. Этому есть масса хороших подтверждений, взять, например, личного шофера Николая II и заведующий технической частью императорского гаража в звании прапорщика — инженера Адольфа Кегресса. В 1916 г. он создал первый полугусеничный бронеавтомобиль, способный передвигаться по целине, влажному грунту и болоту. После революции 1917 г. А. Кегресс вернулся во Францию, и работал там в компании Citroen. В конце 1930-х гг. он впервые описал принципиальную схему коробки переключения передач с двумя сцеплениями.

Но вернемся к советскому автопрому, Евгению Чудакову и обо всем по порядку.

Евгений Алексеевич Чудаков, родившийся 1 августа 1890 г. в Тульской губернии, закончил с отличием учебное заведение с девятилетним курсом обучения — Императорское Московское техническое училище. Окончание учебы пришлось не на самое спокойное и комфортное для поиска работы время — начало 1916 г. — разгар первой мировой войны. Но несмотря на эти обстоятельства, уже через несколько месяцев, в возрасте 25 лет, совсем еще «зеленый» инженер был направлен в Великобританию в качестве эксперта по автомобилям — осуществлять приемку британских авто, закупку которых проводило российские правительства — и царское, и Временное. Е.А. Чудаков был внуком крепостного крестьянина, поэтому, неудивительно, что с приходом к власти большевиков, им было принято решение о возвращении на родину. Но двигало Евгением Алексеевичем не просто желание жить на родной земле, а рвение создать новую российскую автомобильную эру — поднять науку и наладить производство. Он никогда не был приверженцем какого-либо политического направления, но считал, что именно при нахождении у руля власти большевиков, можно превратить автомобиль из предмета роскоши просто в средство передвижения. Е.А. Чудаков был вдохновлен ленинскими настроениями и полагал, что если кухарка может управлять государством, то справиться с автомобилем ей не составит никакого труда.

Для Цитирования:
Александра Капитонова, Генеральный конструктор. 130 лет Евгению Чудакову. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: