Открывая мероприятие, председатель правления УК «Роснано» Чубайс А.Б. акцентировал внимание на важности нанотехнологий для развития отечественного авиастроения и экономики России в целом, а также отметил большой опыт ВИАМ в данном направлении.
«ВИАМ – лучшая команда материаловедов в нашей стране, а Евгений Николаевич – один из сильнейших руководителей, ученый с мировым именем», – сказал Чубайс А.Б.
Как заявил Евгений Николевич Каблов, «без научно-технологического прогноза, без стратегического направления развития в области материалов и технологий нельзя создать что-то новое. В этой связи ВИАМ совместно с институтами РАН разработал стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года, в которых нанотехнологии и наноматериалы занимают особое место».
Каблов Е.Н. отметил, что в ВИАМ были определены принципы создания материалов нового поколения.
«Мы не говорим о новых материалах, мы говорим о материалах нового поколения, которые невозможно создать без фундаментальных исследований, – подчеркнул он. – Разрабатывать данные материалы очень важно с учетом «зеленых» технологий, чтобы избежать негативного воздействия на окружающую среду».
«Не менее важный вопрос – реализация полного цикла изделия, а также следование принципу неразрывности «материал–технология–конструкция», – добавил руководитель ВИАМ.
В настоящее время, по словам Каблова Е.Н., одним из перспективных и быстроразвивающихся направлений в создании современных материалов является модифицирование полимерных композиционных материалов наноразмерными частицами с целью придания им специальных свойств.
«В случае наномодифицирования конструкционных композитов на основе углеродных армирующих наполнителей наиболее подходят фуллероидные наночастицы: фуллерены, астралены, нанотрубки, состоящие на 99,9 % из углерода», – сообщил генеральный директор ВИАМ.
Каблов Е.Н. также отметил, что для разработки нового поколения высокодеформативных полимерных связующих, модифицированных наночастицами, необходимо в числе прочего решить ряд задач по классификации и описанию наночастиц, используемых для этих связующих. По его словам, развитие всепогодной авиации, внедрение углеродных композиционных материалов, а также оснащение самолетов современными электронными устройствами привело к повышению внимания к вопросам обеспечения безопасности полетов и молниезащищенности самолетов.