По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955

Гендерно-возрастные особенности отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни

Авраменко Вера Григорьевна канд. психол. наук, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» — Институт делового администрирования, г. Москва
Денисов Леонид Анатольевич д-р мед. наук, профессор кафедры социальной гигиены и организации госсанэпидслужбы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, e-mail: leoden51@mail.ru
Литвинова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, директор, Зеленоградское отделение Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» — Институт делового администрирования, г. Москва, e-mail: litsveta_@mail.ru
Маркосян Анна Александровна канд. психол. наук, доцент кафедры МИСУТД института менеджмента, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», г. Москва, e-mail: markosyan_anna@inbox.ru
Нехорошева Елена Владимировна канд. пед. наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией развития личности и здоровьесбережения, Зеленоградское отделение Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» — Институт делового администрирования, г. Москва, e-mail: sjelene@yandex.ru

В статье анализируется гендерно-возрастной аспект отношения современных школьников к здоровью и здоровому образу жизни. На основе данных эмпирического исследования формулируются основные гендерно-возрастные факторы формирования отношения обучающихся к здоровому образу жизни.

Литература:

1. Барканова О.В. Исследование половых и гендерных различий отношения к здоровью старших подростков [Эл.ресурс]. URL: www.kspu.ru/upload/documents/old/V._Barkanova_Issledovanie_polovyh_i_ gendernyh_razlichii_otnos

2. Денисов Л.А. Исторические аспекты реализации мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни // Санитарный врач. — 2016. — № 6. — С. 42–48.

3. Куртанова Ю. Е. Личностные особенности детей с различными хроническими соматическими заболеваниями: автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 2004.

4. Павлова Е.О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — № 6. — С. 745–748.

5. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования. — М.: Персэ, 2003. — 208 с.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» //https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

7. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 г. № 19644). http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897

8. Устав (Конституция) принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г., подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Off.Rec. Wld Hlth Org., 2, 100) // http://www.who.int/governance/eb/who_constitution_ru.pdf

9. Carey S. Conceptual Change in Childhood. — Cambridge, 1985.

10. Carey S. Conceptual Differences Between Children and Adults // Mind & Language. — 1988.

Формирование ответственного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ) является актуальной задачей современного воспитания детей и молодежи. В Законе Российской Федерации «Об образовании» определяется необходимость формирования духовно-нравственной личности, ориентированной на здоровый и безопасный образ жизни, как одно из основных общих требований к содержанию образования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», в «Национальной доктрине развития образования РФ до 2025 года» отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодежи во всех его аспектах — духовном, психическом, физическом [1].

ФГОС нового поколения впервые определяют такую составляющую, как здоровье в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья — в качестве приоритетного направления деятельности образовательной организации. В вышеназванных документах указаны важные задачи школы: обеспечение индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения, создание комфортных условий обучения, создание мотивации и условий для здорового образа жизни [2].

Решение этих задач основывается на принятии единой концепции здоровья и зависит от теоретической и методологической разработанности психологических основ формирования ответственного отношения к здоровью. Анализ научных работ по проблеме здоровья показывает, что понятие «здоровье» не имеет общепринятого понимания. Мы исходим из определения здоровья, принятого в Уставе ВОЗ, где здоровье понимается как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие [3]. Здоровье как целостная система включает такие взаимосвязанные составляющие, как физическое, психическое и психологическое здоровье.

Для Цитирования:
Авраменко Вера Григорьевна, Денисов Леонид Анатольевич, Литвинова Светлана Николаевна, Маркосян Анна Александровна, Нехорошева Елена Владимировна, Гендерно-возрастные особенности отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни. Санитарный врач. 2016;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: