Гульфира Крок
Ритейл-консультант, эксперт по категорийному менеджменту, преподаватель в EDU-Training Studio, автор курса Русской Школы Управления. Работала региональным директором в компании «Бахетле». Образование: Ярославский госуниверситет, РЭА им. Г.В. Плеханова, Deutsche Management Akademie Niedersachsen. Изучала Cognitive Psychology в ИП РАН.
Итак, категорийными менеджерами в основном становятся в результате получения практического опыта в компаниях, постепенно «вырастая» из закупщиков, аналитиков, товароведов, маркетологов. Многие проходят корпоративное обучение, некоторые посещают открытые курсы, а также в ряде вузов есть курс по категорийному менеджменту.
Эта профессия, как и многие другие, не требует лицензирования, нет каких-либо международных стандартов, соответственно, каждый автор учит чему-то своему. Различаются как программы обучения, так и фокус авторов (кто-то — больше катман для производителей, кто-то — для ритейла, кто-то — только для fmcg, кто-то больше про закупки и т.д.). То, что уровень авторов сильно разный, сами понимаете, но это как везде. У меня на семинарах частенько бывали участники, прошедшие 3–4 разных обучения по катману, чтобы у каждого автора взять что-то лучшее и полезное, и сформировать свою картину что есть катман.
При этом в мире есть организации, которые обучают и сертифицируют категорийных менеджеров, и мне известны две такие организации (если знаете еще, добавляйте, потому что специально я не искала):
1) Американская Ассоциация Категорийного менеджмента (CMA — Category Management Association).
Они запатентовали названия CatMan 1.0/ 2.0/ 3.0, в которых описаны те самые «7 шагов категорийного менеджмента» (в изначальной версии — 8 шагов).
На их сайте есть информация, что ассоциация создана бывшим HR-ом в 2006 году, поскольку рынку нужны обученные специалисты по категорийному менеджменту.