По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Литература:

1. Борисовский Г.Б. Красота и стандарт. — М., 1968. — 142 с.

2. Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. — М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. — 140 с.

3. Депман И.Я. Мир чисел. — М.: Детская литература, 1975. — 75 с.

4. Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. — М.: Искусство, 1971. — 224 с.

5. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: учеб. пособие. — Киев, 1989. — 143 с.

6. Луначарский А.В. Основы позитивной эстетики. — М.; П., 1923. — 133 с.

7. Neveux M., Huntley H.E. Le Nombre d’Or: radiographie d’un mythe, suivi de La Divine Proportion. — Ed. du Seuil, 1995.

1. Borisovsky G.B. Krasota i standart [Beauty and standard]. Moscow, 1968. 142 p.

2. Brunov N.I. Оsnovy arkhitekturnoi kompozitsii [Proportions of ancient and medieval architecture]. Moscow, Publishing House of the All-Union Academy of Architecture, 1936. 140 p.

3. Depman I.Ya. Mir chisel [World of Numbers]. Moscow, Detskaya Literatura Publ., 1975. 75 p.

4. Ikonnikov A.V. Stepanov G.P. Osnovy arkhitekturnoi kompozitsii [Fundamentals of Architectural Composition]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 224 p.

5. Kovalev F.V. Zolotoe sechenie v zhivopisi [Golden Section in Painting]. Textbook, Kiev, 1989. 143 p.

6. Lunacharsky A.V. Osnovy pozitivnoi estetiki [Fundamentals of Positive Aesthetics]. Moscow, Petrograd, 1923. 133p.

7. Neveux M., Huntley H.E. Le Nombre d'Or: radiographie d'un mythe, suivi de La Divine Proportion. — Ed. du Seuil, 1995.

В визуальном восприятии большую роль играет форма, благодаря которой мы можем определить, что за предмет находится перед нами. Ощущение гармонии человек испытывает, когда видит форму, в построении которой использовались симметрия и определенное соотношение, называемое золотым сечением. Среди множества определений этого феномена наиболее доходчивым является то, которое гласит, что меньшая часть относится к большей так, как бóльшая ко всему целому, или 1 : а = а : в. Приблизительная величина пропорции составляет 1,618.

В природе, как и в геометрии, все пропорционально: золотое сечение можно наблюдать в завитках раковин, расположении семян в шишках и цветках подсолнечника, соотношении длины туловища и хвоста ящерицы и даже в расстоянии от ядер планет до Солнца. Именно за счет пропорциональных соотношений частей и целого природные формы наиболее приятны глазу.

Золотое сечение тесно связано и с геометрическими фигурами. Например, стороны пятиконечной звезды делят друг друга именно в этой пропорции. В основе пирамиды Хеопса лежит равнобедренный треугольник, в котором сумма двух сторон относится к основанию так же, как сумма всех сторон к сумме равных сторон.

Представление о золотом сечении зародилось еще в древности, но первым, кто научно объяснил его, был Лука Пачоли, написавший в 1509 году труд «Божественная пропорция». Иллюстрации к книге создал Леонардо да Винчи, которого также волновала тайна золотого сечения. С этим мерилом красоты связан и итальянский математик Леонардо Фибоначчи. В ходе решения задачи он вышел на последовательность, которая сейчас известна как ряд Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21... и т.д.; в этой последовательности каждое следующее число образуется в результате сложения двух предыдущих.

Лука Пачоли (1445–1514) — центральная фигура картины кисти Якопо де Барбари. Произведение олицетворяет глубокую связь, которую в эпоху Ренессанса имели искусство и математика. Пачоли (судя по облачению, францисканский монах) стоит у стола, заполненного геометрическими принадлежностями (грифельная доска, мел, компас, модель додекаэдра и т.д.), сцена иллюстрирует одну из теорем Евклида, являя нам красивый стеклянный ромбокубооктаэдр, наполовину заполненный водой.

Для Цитирования:
Рустем Мирхасанов, Светлана Бородина, Гармония в контексте алгебры. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: