По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Гармония космоса и повседневности в живописи Ольги Горбуновой

Савельев В.Б. культуролог, сотрудник ООМИИ им. М.А. Врубеля

Ольга Горбунова — художник-живописец из Омска.

Формулу творчества, которой она остается верна и по сей день, Ольга Горбунова нашла еще в начале своего творческого пути в конце нулевых — начале десятых годов XXI века. В это время она пишет работу «Океан» (2013), в которой горизонтальная синяя линия в центре полотна (не то океан, поглотивший солнце, не то закат, увиденный через иллюминатор самолета), отделяющая красный сверху от красного снизу, превращается в доброе и лукавое лицо — возможно, лик, просветленного мира. А также «Метель» (2014), где за серо-снежным бураном вечернего снегопада возвышается белокаменная глыба православного храма. Сама Ольга говорит, что в последней работе отражены воспоминания о том восторге, который в детстве вызывала у нее метель.

Но и там, и тут мы замечаем синкретические религиозные мотивы (буддоликая линия горизонта, православный храм), с помощью которых Ольга выражает самые сокровенные состояния души (будь то восторг или печаль). Этот прием ляжет в основу творческого метода Ольги Горбуновой.

Нельзя сказать, что это уникальный художественный метод, скорее — это путь, одновременно популярный и закономерный, для российского художника первой трети XXI века. Попытаемся понять, почему этот метод снискал популярность и как им пользуется Ольга Горбунова.

В России начала XXI века было два способа придать занятию искусством видимость социальной полезности. Пользуясь вокабуляром начала прошлого века, можно назвать их левым и правым уклоном. Левый уклон искусства новой России сводится к тому, чтобы наделить произведения актуальным, часто критическим социально-политическим значением. Правый уклон, напротив, искал вдохновения в вечном: религиозных, мифологических и мистических символах и сюжетах. Но в обоих случаях, искусство делало вид, что оно нечто большее, чем искусство. Левый уклон нужно ценить за участие в прогрессивной повестке, правый — за причастность вечным истинам. Ольга Горбунова выбрала мягкий вариант второго пути: содержательно ее работы отсылают к божественной мудрости древних, правда, спуская ее с трансцендентных высот на Землю, делая доступной и соразмерной человеку. К исповедальной близости земного и небесного, чье единство воплощается в произведении художника.

Для Цитирования:
Савельев В.Б., Гармония космоса и повседневности в живописи Ольги Горбуновой. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: