По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Гарантийное обслуживание техники в сельском хозяйстве

Костомахин М. Н. канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Стопалов С. Г. канд. техн. наук

Опытным механизаторам хорошо известно, что новая машина нуждается в тщательной проверке креплений, контроле регулировок, наличия смазок и выполнении других подобных операций. Если при этом все выявленные недостатки оперативно устранить, машина будет надежно работать и в дальнейшем. И вообще, надежность техники в большей степени зависит от соблюдения правил ее обкатки и технического обслуживания в самом начале эксплуатации, т. е. в гарантийном периоде.

Литература:

1. ГОСТ 19677 — 87 Тракторы сельскохозяйственные. Общие технические условия.

2. Инструкция о порядке обслуживания в гарантийный период эксплуатации, продаваемой колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям техники. — М., 1984.

3. Гражданский кодекс РФ. — М.: Ось-89, 1996. — Ч. 2.

4. Закон РФ «О защите прав потребителей». — М.: Ось-89, 2001.

5. Силина М. И., Стопалов С. Г. Гарантийное обслуживание техники вчера и сегодня // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2004.

6. Гарантии завода-изготовителя // Сельский механизатор. — 1997.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка «Русский язык». — М., 1982.

8. Современный словарь иностранных слов. Из. «Русский язык». — М., 1993.

9. Кугель Р. В. Эксплуатационная надежность тракторов // Зарубежная информация. — М.: Агропромиздат, 1990.

10. Scott R. N. Gibbons J War is hell Implement n and Traktor. — 1984.

11. Osenda Market Decisions Diesel Progress of North America. — 1984.

Сложившаяся в стране практика гарантий до сих пор имеет серьезные недостатки. Одна из главных причин этого заключается в отсутствии хорошего законодательства. В многочисленных инструкциях [1–2], разработанных 20–30 лет назад, гарантии и правила их выполнения излагались не четко и часто противоречили друг другу. В Гражданском кодексе [3] вопросы о гарантиях отражены в самом общем виде и нуждаются в пояснительных документах.

В нашей стране начало работ в области гарантий сельскохозяйственной техники совпало с существованием колхозов в условиях плановой экономики. На первых порах этим занимались экономисты, определяющие правовую сторону проблемы и не владеющие техническими знаниями. Позже к ним присоединились экономисты, которые рассчитали ущерб сельских товаропроизводителей из-за поставки машин с дефектами. Только в 70-х гг. прошлого века гарантийное обслуживание попало наконец в поле зрения инженеров, рассматривавших возникновение отказов с позиции качества конструкции и изготовления изделий, статистики и теории вероятности.

Бессистемный и часто односторонний подход к гарантиям привел к тому, что гарантийные обязательства устанавливали без увязки с возможностями заводов. На протяжении многих лет под гарантией изготовителя понималось, что он обязан обеспечить безотказную работу машины в течение гарантийного срока. Между тем инженеры уже давно поняли, что при серийном и массовом производстве, например, тракторов или комбайнов, состоящих из тысяч деталей, создать 100-процентно надежную машину практически невозможно. Сейчас суть гарантии уже получила новую трактовку: изготовитель обязан обеспечить не абсолютную надежность машины, а лишь ее соответствие требованиям нормативной документации, в которой указана допустимая возможность отказов. В частности, в технических условиях на тракторы может быть указано, что в гарантийный период допускается 2–3 отказа, которые завод обязан устранить без каких-либо штрафных санкций. Очевидно, что эти затраты должны быть учтены в себестоимости и оплачены потребителем. Если же отказов будет больше, устранить сверхнормативные изготовитель обязан за свой счет.

Для Цитирования:
Костомахин М. Н., Стопалов С. Г., Гарантийное обслуживание техники в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: