По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.776 DOI:10.33920/pol-01-2311-05

Гарантии права граждан на информацию с использованием цифровых технологий

Кривоухов Анатолий Анатольевич канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Курский государственный аграрный университет имени И. И. Иванова», Россия, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 70, Е-mail: anatka@rambler.ru, +7 919 211 8885, ORCID ID: 0000-0001-8918-5213

Развитие права граждан на доступ к информации, которое также известно как «право знать», активно происходит во многих странах в начале XXI в., что связано с развитием демократии. Многие промышленно развитые государства мира приняли этот путь только после окончания Второй мировой войны. Ценность права на доступ к информации при использовании цифровых технологий для развивающихся демократий заключается в том, что это один из основных способов участия граждан в государственной общественной жизни. Доступ к информации и свобода доступа к официальным документам также рассматриваются как средства контроля над действиями властей и показатели состояния демократии, а также как средства достижения открытости и прозрачности деятельности государственных органов. В статье рассматривается ряд условий, обеспечивающих информирование граждан России о деятельности государства. Информирование граждан органами государственной власти в социальном обществе имеет важнейшее значение. Российское законодательство в информационной сфере, которое обеспечивает правовые гарантии реализации информационных прав и свобод человека и гражданина, на сегодняшний момент идет по пути развития «обеспечить всем доступ к информации с использованием цифровых технологий». В условиях цифровизации государственного управления и развития информационного общества следует констатировать, что еще недостаточно получили свое осмысление методы информационной деятельности в правовой науке и способы их осуществления. Сделан вывод о том, что для полного понимания современных тенденций и развития права граждан на информацию необходимо постоянно совершенствовать законодательство о доступе к информации. Однако простое внедрение современных цифровых технологий в деятельность государственных органов власти не приведет к желаемым результатам развития современной России в условиях цифровизации. Поэтому необходимо расширять гарантии права граждан на информацию, а также обеспечить постоянное цифровое взаимодействие между должностными лицами и гражданами, что поможет достичь большей открытости органов государственной власти.

Литература:

1. Боев, Е.И. Цифровизация публичного управления: экспертная рефлексия проблем и вызовов / Е.И. Боев, В.В. Зотов, Л.А. Василенко. Цифровая социология. 2023; 6, 1: 4–12. DOI 10.26425/2658-347X-2023-6-1-4-12. EDN LOELLY.

2. Зотов, В.В. Социально-сетевое взаимодействие в сети Интернет: к определению феномена медиа / В.В. Зотов, И.Н. Васильева, А.А. Кривоухов. Коммуникология. 2022; 10, 4: 13–22. DOI 10.21453/2311-3065-2022-10-4-13-22. EDN IGJGLM.

3. Зотов, В.В. Информационно-коммуникационная среда: опасности основных процессов цифровизации / В.В. Зотов, А.А. Кривоухов. Koinon. 2022; 3, 3–4: 75–87. DOI 10.15826/koinon.2022.03.3.4.032. EDN WUWWTU.

4. Зотов, В.В. Человекоразмерность как принцип развития государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации публичного управления / В.В. Зотов, Е.И. Боев. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023; 13, 2: 224–235. DOI 10.21869/2223-1552-2023-13-2-224-235. EDN XNKYBO.

5. Кривоухов А.А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственное управление как способ реализации права граждан на информацию. Эффективность применения инновационных технологий и техники в сельском и водном хозяйстве: сборник научных трудов международной научно-практической онлайн конференции, посвященной 10-летию образования Бухарского филиала Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Курск, 25–26 сентября 2020 г. / отв. ред. Т.Х. Жураев. Курск: Дурдона («Sadriddin Salim Buxoriy» Durdona nashriyoti), 2020: 506–508. EDN VHGUMV.

6. Кривоухов А.А. Доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013; 4 (28): 142–145. EDN RVWOAF.

7. Кривоухов А.А. Конституционные основы и международно-правовые принципы социально-правового регулирования отношений по поводу информации в сфере государственного управления. Научный альманах Центрального Черноземья. 2014; 1: 42–44. EDN SIUOPT.

8. Кривоухов, А.А. Право на информацию в современном обществе / А.А. Кривоухов, Е.М. Бледнова. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2013; 3: 30–34. EDN RVVWIZ.

9. Кривоухов А.А. Право граждан на информацию о деятельности органов государственной власти. Роль аграрной науки в устойчивом развитии АПК: материалы II Международной научно-практической конференции, Курск, 26 мая 2022 года. Ч. 4. Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова, 2022: 304–309. EDN KEBMXK.

10. Устинович Е.С. Информационная деятельность как функция федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Российская юстиция. 2010; 4: 7111. EDN LDFCCB.

11. Устинович Е.С. Государственные информационные услуги. Государство и право. 2008; 10: 86–88. EDN JSJVXT.

12. Устинович, Е.С. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты / Е.С. Устинович, Е.М. Бледнова. Конституционное и муниципальное право. 2009; 16: 18–20. EDN RHBKEP.

13. Устинович Е.С. Массовое информирование в информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Административное право и процесс. 2010; 2: 13–16. EDN LAFJSB.

14. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий (опыт Российской Федерации): специальность 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии»: диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук / Устинович Елена Степановна. М., 2012; 320 с. EDN QFZXIH.

15. Устинович Е.С. Взаимодействие власти и структур гражданского общества в интернет-пространстве (политико-правовой анализ). Государственная власть и местное самоуправление. 2018; 3: 11–15. DOI 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. EDN YVJFRF.

16. Червякова А.А. Обзор VIII Донского юридического форума «Цифровое право. Цифровой этикет». Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2022; 2 (102): 7–10. EDN WYBWBM.

17. Шишкин, С.Н. Цифровое право в правовой системе России. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021; 3 (79): 120–123. EDN BSESZJ.

18. Inozemtsev M.I. Digital Law in the Russian Court Practice: Key Results of 2021. Digital Law Journal. 2022; 3, 1: 8–19. DOI 10.38 044/2686-9136-2022-3-1-8-19. EDN ESVTTZ.

19. Fastovich, G.G. Information technologies as one of the factors of efficiency of the state mechanism / G.G. Fastovich, V.S. Litvinova, I.V. Kudashova. Евразийский юридический журнал. 2022; 4 (167): 467–468. EDN RXYXVT.

20. Tereschenko, L.K. New Information Technologies and Data Security / L.K. Tereschenko, O.E. Starodubova, N.A. Nazarov. Legal Issues in the Digital Age. 2023; 2: 158–175. DOI 10.17323/2713–2749.2023.2.158.175. EDN GLJOGF.

1. Boev, E.I. Cifrovizaciya publichnogo upravleniya: ekspertnaya refleksiya problem i vyzovov / E.I. Boev, V.V. Zotov, L.A. Vasilenko. Cifrovaya sociologiya. 2023; 6, 1: 4–12. DOI 10.26425/2658-347X-2023-6-1-4-12. EDN LOELLY.

2. Zotov, V.V. Social'no-setevoe vzaimodejstvie v seti Internet: k opredeleniyu fenomena media / V.V. Zotov, I.N. Vasil'eva, A.A. Krivouhov. Kommunikologiya. 2022; 10, 4: 13–22. DOI 10.21453/2311-3065-2022-10-4-13-22. EDN IGJGLM.

3. Zotov, V.V. Informacionno-kommunikacionnaya sreda: opasnosti osnovnyh processov cifrovizacii / V.V. Zotov, A.A. Krivouhov. Koinon. 2022; 3, 3–4: 75–87. DOI 10.15826/koinon.2022.03.3.4.032. EDN WUWWTU.

4. Zotov, V.V. CHelovekorazmernost' kak princip razvitiya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v usloviyah cifrovizacii publichnogo upravleniya / V.V. Zotov, E.I. Boev. Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2023; 13, 2: 224–235. DOI 10.21869/2223-1552-2023-13-2-224-235. EDN XNKYBO.

5. Krivouhov A.A. Vnedrenie informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij v gosudarstvennoe upravlenie kak sposob realizacii prava grazhdan na informaciyu. Effektivnost' primeneniya innovacionnyh tekhnologij i tekhniki v sel'skom i vodnom hozyajstve: sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn konferencii, posvyashchennoj 10-letiyu obrazovaniya Buharskogo filiala Tashkentskogo instituta inzhenerov irrigacii i mekhanizacii sel'skogo hozyajstva, Kursk, 25–26 sentyabrya 2020 g. / otv. red. T.H. ZHuraev. Kursk: Durdona («Sadriddin Salim Buxoriy» Durdona nashriyoti), 2020: 506–508. EDN VHGUMV.

6. Krivouhov A.A. Dostup grazhdan k informacii o deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 4 (28): 142–145. EDN RVWOAF.

7. Krivouhov A.A. Konstitucionnye osnovy i mezhdunarodno-pravovye principy social'no-pravovogo regulirovaniya otnoshenij po povodu informacii v sfere gosudarstvennogo upravleniya. Nauchnyj al'manah Central'nogo CHernozem'ya. 2014; 1: 42–44. EDN SIUOPT.

8. Krivouhov, A.A. Pravo na informaciyu v sovremennom obshchestve / A.A. Krivouhov, E.M. Blednova. Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 2013; 3: 30–34. EDN RVVWIZ.

9. Krivouhov A.A. Pravo grazhdan na informaciyu o deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti. Rol' agrarnoj nauki v ustojchivom razvitii APK: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kursk, 26 maya 2022 goda. CH. 4. Kursk: Kurskaya gosudarstvennaya sel'skohozyajstvennaya akademiya imeni I.I. Ivanova, 2022: 304–309. EDN KEBMXK.

10. Ustinovich E.S. Informacionnaya deyatel'nost' kak funkciya federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti Rossijskoj Federacii. Rossijskaya yusticiya. 2010; 4: 7111. EDN LDFCCB.

11. Ustinovich E.S. Gosudarstvennye informacionnye uslugi. Gosudarstvo i pravo. 2008; 10: 86–88. EDN JSJVXT.

12. Ustinovich, E.S. Pravo na informaciyu: global'nyj i nacional'nyj aspekty / E.S. Ustinovich, E.M. Blednova. Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2009; 16: 18–20. EDN RHBKEP.

13. Ustinovich E.S. Massovoe informirovanie v informacionnoj deyatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti Rossijskoj Federacii. Administrativnoe pravo i process. 2010; 2: 13–16. EDN LAFJSB.

14. Ustinovich E.S. Gosudarstvennaya politika v sfere informacionnyh tekhnologij (opyt Rossijskoj Federacii): special'nost' 23.00.02 «Politicheskie instituty, processy i tekhnologii»: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora politicheskih nauk / Ustinovich Elena Stepanovna. M., 2012; 320 s. EDN QFZXIH.

15. Ustinovich E.S. Vzaimodejstvie vlasti i struktur grazhdanskogo obshchestva v internet-prostranstve (politiko-pravovoj analiz). Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2018; 3: 11–15. DOI 10.18572/1813-1247-2018-3-11-15. EDN YVJFRF.

16. CHervyakova A.A. Obzor VIII Donskogo yuridicheskogo foruma «Cifrovoe pravo. Cifrovoj etiket». YUridicheskij vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2022; 2 (102): 7–10. EDN WYBWBM.

17. SHishkin, S.N. Cifrovoe pravo v pravovoj sisteme Rossii. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2021; 3 (79): 120–123. EDN BSESZJ.

18. Inozemtsev M.I. Digital Law in the Russian Court Practice: Key Results of 2021. Digital Law Journal. 2022; 3, 1: 8–19. DOI 10.38 044/2686-9136-2022-3-1-8-19. EDN ESVTTZ.

19. Fastovich, G.G. Information technologies as one of the factors of efficiency of the state mechanism / G.G. Fastovich, V.S. Litvinova, I.V. Kudashova. Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2022; 4 (167): 467–468. EDN RXYXVT.

20. Tereschenko, L.K. New Information Technologies and Data Security / L.K. Tereschenko, O.E. Starodubova, N.A. Nazarov. Legal Issues in the Digital Age. 2023; 2: 158–175. DOI 10.17323/2713–2749.2023.2.158.175. EDN GLJOGF.

Статья поступила 06.10.2023.

The article was received on 06.10.2023.

Развитие информационного общества в России требует новых задач для государства, особенно в сфере использования цифровых технологий в управлении. В современных условиях развития цифрового общества постепенно происходит замещение позитивного регулирования информационных прав на субъективное внимание к гражданам и их потребностям в информационной сфере. Одним из способов удовлетворения этих потребностей является информирование граждан о деятельности государства в различных областях с использованием цифровых технологий.

Информирование граждан органами государственной власти посредством сети Интернет имеет особое значение в социальном обществе. Оно отличается от предоставления информации, которая часто сегодня рассматривается как оказание государственных услуг с использованием цифровых технологий [2, 3].

Право граждан на информацию, закрепленное в некоторых международных документах, стало результатом исторического развития гражданских прав в демократическом обществе. Цифровизация государственного управления содействовала появлению новых способов реализации права граждан на информацию [1, 4]. Одним из таких способов становится информационная деятельность государственных органов, которая в условиях цифровизации и демократизации общественных отношений приобретает статус самостоятельной и постоянной функции.

Функции органов государственной власти определяются и обеспечиваются различными методами. Конституционные принципы, закрепляющие информационные права и свободы граждан России, играют важную роль в этих методах [7]. Кроме того, существуют различные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов власти, которые закреплены в федеральных законах, такие как обнародование (публикация) информации в СМИ, размещение информации в сети Интернет, размещение информации в помещениях, занимаемых указанными органами власти, и т. д.

Для Цитирования:
Кривоухов Анатолий Анатольевич, Гарантии права граждан на информацию с использованием цифровых технологий. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: