В начале ХХ века, в обстановке радостно предвкушаемой «машинизации жизни» и упоения грядущим «промышленным веком», наиболее активные круги культурного европейского общества стремились избавиться от множества социальных, этических и эстетических норм и связанных с ними традиций. Назревала потребность в отказе от символистской «декадентской» культуры, в появлении новых группировок и течений, начисто ее отвергающих и опровергающих. Как результат подобной тенденции, почти одновременно, в 1907–1909 годах, в Италии и во Франции и возник футуризм.
Рождение футуризма произошло 20 февраля 1909 года, когда парижская газета «Фигаро» опубликовала на первой полосе «Манифест футуризма», отрицавший духовно-культурные, художественные и этические ценности прошлого и призывавший художников «плевать на алтарь искусства», разрушать музеи, библиотеки и прочие культурные институции. Автором первого из множества манифестов футуризма стал главный теоретик движения, итальянский литератор и авантюрист Филиппо Томмазо Маринетти.
Футуризм глорифицировал динамизм и экспрессию современного мира, урбанизм, расцвет науки и техники. Его идеология повлияла практически на все виды искусства. Появившись в литературе, он начал стремительно распространять свое влияние на живопись, скульптуру, промышленный дизайн, архитектуру, кинематограф и музыку. Тем не менее большинство из его основных представителей были живописцами.
Поначалу футуристы активно заимствовали пластический язык нео-импрессионизма, разбивая форму на точки и полосы, способные передавать блеск света или размытость объекта при высокой скорости движения. Приехав в 1912 году во главе с Маринетти в Париж, футуристы попадают под влияние аналитического кубизма и перенимают многие приемы последнего: фрагментацию и кристаллизацию формы, пространственный симультантизм, диагональные композиции. Достаточно вспомнить «Динамический автограф бала Табарин» (1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) или «Портрет мадам С.» (1915, Музей современного искусства Тренто и Роверето МАРТ) Джино Северини.